The cradle
Холст, масло
Размер: 56 х 46 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
Берта Моризо интересовалась живописью с самого раннего возраста. Внучатая племянница мастера рококо Жана-Оноре Фрагонара, она обладала прирожденным талантом. Ее работы выставлялись на Парижском салоне, когда ей было всего двадцать три года. Родилась 14 января 1841 года в Бурже (Фрация), умерла 2 марта 1895 года в Париже. Написала около четырехсот картин.
Ее первыми учителями были лионский художник Жозеф Гишар и маститый Камиль Коро. Позже она познакомилась с Яном Йонгкиндом, обучившим ее работе на пленэре, и с другими импрессионистами. Эдуард Мане часто изображал ее на своих картинах, самая знаменитая из этих работ — «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872) и «Отдых. Портрет Берты Моризо». Берта Моризо вышла замуж за Эжена Мане, брата Эдуарда, но и в замужестве не оставила занятий живописью.
Холст, масло
Размер: 55,5 × 40,5 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
Под влиянием Эдуарда Мане в ее картинах все больше проявлялись импрессионистские черты. В 1874 году она приняла участие в первой выставке импрессионистов. Позже ее работы участвовали и в последующих выставках.
Французский поэт и эссеист Поль Валери так охарактеризовал содержание ее творчества:
Произведения Берты Моризо в целом — нечто вроде дневника женщины, в котором средствами выражения стали не слова, а краски и рисунки.
Ее интересовали темы материнства, домашнего уюта, прогулок на природе, семейной жизни в городе и деревне. Одной из работ, представленной зрителям в 1874 году, была картина «Колыбель». Как и все полотна художницы, она посвящена обычной жизни обычной женщины.
На картине изображена сестра художницы Эдма Моризо, которая также увлекалась живописью, но, выйдя замуж, оставила рисование. В колыбели — Бланш, вторая дочь Эдмы. Художнице удалось передать эмоции матери у колыбели, когда она укачивает своего ребенка: заботу, нежность, некоторую тревогу, заметную в защищающем жесте правой руки, которой она поправляет прозрачный полог. Левая рука женщины подпирает щеку, этот жест подчеркивает ее задумчивое состояние.
Она дробит в своей палитре лепестки цветов, чтобы потом выложить их на картине душевными мазками, которые… производят нечто тонкое, живое и очаровательное.
Шарль Эфрусси, искусствовед
Берта представила свою сестру воплощением женственности: ее пальцы выглядят тонкими и хрупкими, лицо написано мягкими линиями и светлыми, нежными оттенками. Платье, украшенное кружевом, завитки волос на лбу, деликатные движения — все эти детали завершают образ молодой матери.
Публика, увидевшая картину, восхищалась ее утонченностью и изяществом. Коллеги художницы были поражены мастерством, с которым Берта Моризо изобразила прозрачную занавеску. Она добилась ощущения проницаемости ткани при помощи многочисленных тонких белых мазков, нанесенных поверх изображения. «Боюсь, она хотела заставить масло делать то, что делает исключительно вода», — писал о картине Жозеф Гишар. Этот вибрирующий свет заставил импрессионистов признать художницу одной из ярких представительниц нового направления.
Мы считаем, что имя и талант мадемуазель Моризо слишком близки нам, чтобы обойтись без нее.
Эдгар Дега, представляя художницу на первой выставке импрессионистов
Девочка, лежащая в колыбели, написана несколькими эскизными мазками, так как находится за занавеской. Но даже в таком нечетком рисунке Берта Моризо смогла передать все очарование спящего ребенка: пухлые щеки, светлые волосы, разметавшиеся по подушке, руку, подложенную под голову.
Цвета, линии, простая композиция без лишних деталей — всё на этой картине звучит в унисон, перенося зрителя в спокойный и умиротворенный мир семейного счастья.
Творчество этой волшебницы занимает почетное место в истории живописи нашего века.
Стефан Малларме, французский поэт