Холст, масло
Размер: 61 × 70 см
Где хранится оригинал: ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва)
Анри Эдмон Делакруа обучался живописи в Академии изящных искусств города Лилля. В 1881 году перевёл свою фамилию с французского на английский, чтобы не оказаться в тени художника Эжена Делакруа. Позже, в 1886 году, ещё раз сменил имя на «Анри Эдмон Кросс», чтобы отмежеваться от французского скульптора Анри Кросса.
На раннем этапе Кросс писал темными красками в реалистической манере. Но, приехав в Париж в 1876 году, попал под влияние импрессионистов. Его картина «Уголок сада в Монако», выставленная в Салоне независимых 1884 года, свидетельствовало о том, что в стиле художника произошли значительные изменения. Полотно написано светлыми, яркими красками, разделенными на оттенки.
Позже Кросс, вместе с Полем Синьяком и Жоржем Сёра, увлекся неоимпрессионизмом. Поль Синьяк, один из первых художников, начавший работать в стиле пуантилизма, называл Кросса «холодным, методичным мыслителем и одновременно странным тревожным мечтателем» и восхищался его умением создавать логические цветовые построения и синтезировать из них форму.
Сам Кросс так писал о своих целях в живописи:
Ради гармонии приходится чем-то жертвовать. Нам нужно передать определенное впечатление, но нельзя все вместить на одном полотне, точнее, можно вместить только незначительную часть этого впечатления… Мы жертвуем формами, валёрами, оттенками ради замысла, который лежит в основе картины.
Полотно «Вокруг моего дома», созданное в поздний период творчества, написано в чисто пуантилистской манере — геометрически правильными, близко расположенными мазками. Мазки у Кросса крупные, имеющие округлую форму, в некоторых частях картины они сливаются в цветовые пятна довольно большого размера.
Почти в геометрическом центре картины находится раскидистое дерево с пышной зеленой листвой. На заднем плане видны горы, переливающиеся различными оттенками синего и розового, и голубое небо с белыми облаками. Позади дерева можно разглядеть белые постройки, на которые падают разноцветные тени, из-за чего те практически сливаются с окружающим пейзажем. На переднем плане, близко к зрителю, находится зеленая лужайка: она разделена на правильные треугольники, перекликающиеся с формой гор.
Кросс, как и другие неоимпрессионисты, старался преодолеть характерное для импрессионизма впечатление мимолетности и быстротечности мгновения, применяя классическое построение композиции. Он акцентировал внимание на центральной части полотна, используя прием кулис — близкий передний план. Живописец также стремился достичь равновесия в сочетании теплых и холодных оттенков, используя для этого хроматическую шкалу.
Для Анри Кросса одним из самых важных моментов в работе было построение цветовой гармонии, чего он добивался не просто использованием дополнительных оттенков, а всей композицией картины. Сюжет не был для художника чем-то первостепенным по значению. Он выбирал для своих полотен такие фрагменты реальности, которые позволяли заниматься анализом цветовых сочетаний. Тем не менее его полотна, в том числе картина «Вокруг моего дома», не лишены лиризма и поэтичности.
Я возвращаюсь к идее цветовой гармонии, ощущение которой не зависит от природы, взятой за исходную точку.
Анри Кросс