Парижская улица в дождливую погоду (1877)
Холст, масло
Размер: 212 × 276 см
Где хранится оригинал: Чикагский институт искусств (США)

Долгое время Гюстав Кайботт был больше известен как меценат, чем как художник. Его картины привлекли внимание искусствоведов только через несколько десятилетий после смерти живописца. В настоящее время они ценятся очень высоко и продаются на аукционах за огромные деньги.

Кайботт родился в богатой семье, в двадцать пять лет унаследовал крупное состояние и занимался живописью для собственного удовольствия. Он оказывал материальную поддержку многим из своих друзей-импрессионистов (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.): покупал их картины, арендовал студии, финансировал выставки. К концу жизни он собрал внушительную коллекцию работ художников нового стиля живописи и завещал ее французскому правительству для размещения в Люксембургском дворце. Поскольку в момент смерти мецената импрессионизм еще находился в опальном положении, правительство согласилось принять лишь часть картин.

Собственный живописный стиль Кайботта был оригинальным — близким и к реализму, и к импрессионизму. Его картины часто отличались необычностью композиции: он выбирал нетрадиционные ракурсы, углублял перспективу, изображал наклонную поверхность, использовал приемы увеличения и усечения предметов. Многие объясняют это влиянием японской графики и искусства фотографии, которыми увлекался художник.

Значительное место в творчестве Кайботта занимает Париж. Он любил писать улицы, площади, мосты и бульвары города, делая это в присущей ему манере. Большинство картин изображают Париж с непривычных, удивительных ракурсов. Одна из самых известных — «Парижская улица в дождливую погоду» (другое ее название — «Дождливый день в Батиньольском квартале»).

Художник изобразил вид парижской Дублинской площади со стороны Туринской улицы. Во время написания полотна это был новый, недавно отстроенный район города с современными домами и планировкой.

Картина разделена на четыре почти равные части: по вертикали — газовым фонарем, расположенным в самом центре, по горизонтали — условной линией горизонта. На переднем плане в правой половине холста художник разместил пару хорошо одетых парижан, идущих под зонтом навстречу зрителю. Их фигуры обрезаны снизу, что усиливает впечатление стремительного движения. На втором плане можно увидеть множество прохожих, которые движутся в разные стороны и выглядят погруженными в себя. Все они — безликие анонимные горожане, занятые своими делами и не обращающие внимания на окружающее.

Перспектива на полотне углублена при помощи одного из художественных приемов, свойственных Кайботту: силуэты людей, находящихся в отдалении, уменьшены сильнее, чем это могло быть в реальности.

Импрессионисты приветствовали его как долгожданного новобранца. Он принес с собой все качества юношеской непреклонности.
Жюль Монжуа, арт-критик

Картина выставлялась на третьей выставке импрессионистов, где, хоть и привлекла внимание публики необычным ракурсом, не вызвала особого восторга.

Рисунок хорошего качества, но художник забыл нарисовать дождь.
Журнал «Событие».

В 1954 году американский промышленник У. П. Крайслер приобрел картину у родственников художника. Позже она была выкуплена Чикагским институтом искусств.

На картине изображена площадь Дублина (фр. Place de Dublin) со стороны улицы Турина (фр. Rue de Turin), вблизи её пересечения с улицей Москвы (фр. Rue de Moscou) — это место находится немного к северу от парижского вокзала Сен-Лазар.