Заход солнца в Иври (1873)
Sunset at Ivry
Холст, масло
Размер: 65 × 81 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Арман Гийомен родился в небогатой семье и не мог полностью посвятить себя занятиям живописью, так как вынужден был зарабатывать себе на жизнь. В шестнадцать лет он уехал из Мулена, где жили его родители, в Париж, чтобы учиться рисунку в муниципальной школе. Он работал в дорожном управлении, а в свободное время писал картины. Начав посещать художественную академию Сюиса, он познакомился с импрессионистами Камилем Писсарро и Полем Сезанном. В 1863 году Гийомен вместе со своими друзьями выставил картины в знаменитом Салоне отверженных.

Арман Гийомен писал исключительно пейзажи. Большая часть картин раннего периода написана в окрестностях Парижа. Позже он писал виды южной части Франции, а также Голландии.

Фактура живописи Гийомена соотносилась с принципами импрессионизма. Его картины были яркими, многоцветными, он использовал дополнительные цвета и контрасты, которые особенно впечатляюще выглядели в изображении снега и инея. Мотив воды также постоянно присутствовал на его полотнах. Он создавал великолепные марины, которые позже стали пользоваться популярностью у публики.

Арман Гийомен, автопортрет

Автопортрет (1878)

Но в начале 1870-х ему приходилось непросто.

…Гийомен только что провел у нас несколько дней; днем он занимается живописью, а вечером — своим канавокопанием. Что за мужество!
Камиль Писсарро

Художник работал на пленэре, часто приезжая в Понтуаз к Писсарро или путешествуя по другим живописным местам Франции: Иври, Шарантону, Берси.

В 1873 году была написана картина «Заход солнца в Иври», которую часто сравнивают со знаковым для импрессионизма полотном Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Оба художника запечатлели состояние природы, длящееся совсем недолго, практически несколько мгновений, когда солнце находится низко над горизонтом, окрашивая небо в малиновый цвет. Но только Моне изобразил утро и восход, а Гийомен — вечер и закат.

Низкое солнце освещает пейзаж особым светом: резким, насыщенным, переливающимся тончайшими оттенками красного, желтого и синего. Верхняя часть неба разительно отличается от нижней, здесь присутствует голубизна, переходящая в плотную синеву, дополненная мазками бирюзового цвета. Небо прорезают клубы темного дыма из заводских труб — его оттенок очень близок к цвету расположенных на берегу домов, деревьев и дорог. На переднем плане изображена излучина Сены, чья вода сияет в закатном солнечном свете яркими разноцветными пятнами.

«Заход солнца в Иври» выставлялся на первой импрессионистской выставке, где так же, как и другие работы художников нового направления, был подвергнут критике со стороны искусствоведов и публики. Но от знатоков импрессионизма картина получила восторженные отзывы. Впоследствии это полотно художника было оценено по достоинству, как и другие его работы.

В 1891 году Гийомен выиграл в лотерею сто тысяч франков. Это позволило ему оставить службу и заниматься только живописью. Он путешествовал по Франции и Голландии в поисках новых видов и впечатлений, создавая светлые и красочные пейзажи.

Гийомен принимал участие во всех выставках импрессионистов, за исключением второй. Художника называли последним импрессионистом. Он активно работал в первой четверти XX века и умер в 1927 году, пережив даже Клода Моне.