Холст, масло
Размер: 46 × 52,2 см
Где хранится оригинал: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Поль Синьяк начал свой творческий путь с подражания импрессионистам. Его кумиром был Клод Моне, писавший живые, лучащиеся светом картины. Особенно начинающему художнику нравились полотна мастера, изображавшие водную гладь, речные и морские виды, парусники и лодки.
Но очень скоро Синьяк начал искать свой собственный путь в искусстве, считая импрессионизм излишне импульсивным и бесформенным. В 1894 году он познакомился с Жоржем Сёра, в то время еще молодым, никому не известным живописцем. Сёра с увлечением занимался созданием новой теории живописи и применением ее на практике. Он хотел соединить знания, почерпнутые из изучения техники старых мастеров, с научными законами оптического восприятия. Итогом его работы стало создание техники пуантилизма, или дивизионизма — письма при помощи небольших мазков правильной формы.
Сёра и примкнувший к нему Синьяк стали называть себя неоимпрессионистами. Новизна их живописи заключалась не только в технике исполнения, но также в продуманности композиций, чего не было у импрессионистов, работавших спонтанно. В 1899 году Поль Синьяк выпустил книгу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», где изложил историю создания нового направления в живописи и его основные принципы. Этот труд стал своеобразным кодексом для всех художников, которые последовали за Сёра и Синьяком по пути неоимпрессионизма.
В целом можно допустить, что произведение художника-неоимпрессиониста более гармонично… благодаря продуманности композиции и сочетания цветов.
из книги «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма»
Картина «Гавань в Марселе» написана Синьяком не с натуры, а по воспоминаниям. Он бывал в Марселе несколько раз, в конце 1890-х в 1906 году, и был восхищен его впечатляющими видами. Художнику всегда нравилось писать море, он даже оборудовал свою мастерскую в Сен-Тропе так, чтобы изо всех ее окон открывался вид на морскую гладь.
Построение композиции «Гавани в Марселе» традиционно для неоимпрессионизма: внимание сфокусировано на центральной части полотна, присутствуют обязательные «кулисы» — здесь в этой роли выступают портовые постройки и лодки, расположенные у левого и правого краев картины.
Полотно, которое идет лучше всего и которое кажется логичным, — как раз то, что я целиком написал по воображению, воспользовавшись только смутным силуэтом входа в порт.
Поль Синьяк
На полотне преобладают нежные, теплые цвета: лиловый, желтый, розовый, сиреневый. Они созданы наложенными на холст крупными овальными мазками, которые при отдаленном рассмотрении сливаются в единый цвет. Желтоватый силуэт парусника выделяется ярким пятном на светло-лиловом фоне. Мелкие детали его оснастки, так же как и мачты виднеющихся вдали судов, написаны совсем крошечными мазками и линиями. Мазки, передающие синеву и рябь морской глади на переднем плане, имеют больший размер.
Синьяк писал в своем дневнике: «Однажды вечером в гостинице я раскрашивал цветным карандашом неудавшийся набросок, сделанный днем, расцвечивая, без всякой заботы о правдоподобии, море и небо желтым, красным и лиловым, ослабляя краски от центра, занятого кораблем, к краям… И вот этот целиком выдуманный эффект кажется более реальным, чем две другие акварели, сделанные с натуры».