Пляж в Трувиле (1864)
La Plage de Trouville
Дерево, масло
Размер: 25,7 × 48 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж)

Эжен Буден не получил специального художественного образования, но добился значительных успехов в живописи, обучаясь у Жана-Франсуа Милле, Констана Тройона, Теодора Руссо и других представителей Барбизонской школы. Они первыми во французской живописи признали пейзаж самостоятельным жанром и стали работать на природе, делая наброски и затем заканчивая полотно в мастерской.

Одни искусствоведы называют Будена предшественником импрессионизма, другие — одним из основателей нового направления, третьи — связующим звеном между барбизонцами и импрессионистами. Он оказал большое влияние на Клода Моне, вдохновив его на пленэрную живопись и изображение на холсте уходящего мгновения.

Кроме Франции Буден работал в Голландии, Бретани и Венеции — и везде писал преимущественно морские пейзажи. Поэт Шарль Бодлер, в 1859 году случайно оказавшийся в Онфлёре, где работал художник, был восхищен его картинами. Особенно его поразили надписи, выполненные в углу каждого полотна: дата, время и направление ветра. Это была одна из первых попыток в живописи передать сиюминутное, изменчивое состояние природы в конкретный момент.

Если вы располагаете временем и можете ознакомиться с этими метеорологическими картинами, ваша память подтвердит вам правоту господина Будена: сделанная от руки надпись вернет вам ощущение определенного времени года, часа и направления ветра. Я ничего не преувеличиваю. Я это видел.
Шарль Бодлер, французский поэт, критик, эссеист и переводчик

В начале 1860-х годов Буден жил и работал в Трувиле — небольшом приморском городке в Нижней Нормандии. Он написал десятки видов Трувиля, в первую очередь пляжа: несколько вариантов картин «Сцены на пляже, Трувиль» и «Пляж в Трувиле», «Приближающийся шторм», «Купальщики на пляже в Трувиле» и т. д.

«На этих поразительных этюдах быстро и точно схвачено самое непостоянное и самое неуловимое, что только может быть в области формы и цвета, — волны и облака».
Шарль Бодлер

С тех пор, как поезда начали доставлять горожан на берег моря, это вошло в моду. После Дьеппа именно Трувиль стал излюбленным местом высшего общества во времена Второй Империи. Картина «Пляж в Трувиле» 1864 года изображает множество празднично одетых парижан, приехавших на отдых в курортный город. Они расположились на берегу моря, лицом к нему, и наслаждаются открывающейся панорамой и свежим морским воздухом. Необыкновенно наблюдательный художник запечатлел характерные позы и жесты отдыхающих. Большинство из них сидят на стульях в расслабленных позах. Дамы держат зонтики, защищая нежную кожу от солнца. Несколько мужчин, удалившись от моря, ведут неторопливую беседу. Дети играют на песке. Это самый обычный летний день в Трувиле.

Полотно написано в импрессионистской технике: мелкими раздельными мазками светлых, дополняющих друг друга оттенков. Вся поверхность картины кажется вибрирующей и мерцающей благодаря цветовым переходам и соединению мазков. Небо в этом морском пейзаже играет очень важную роль: оно занимает больше двух третей картины, в то время как фигурки людей совсем невелики и расположены в самой нижней части полотна. Изображая морские пейзажи, Буден интересуется морем меньше чем постоянными изменениями атмосферы и света Нормандии, которые запечатлены трепетным и быстры мазком.

Для того чтобы изобразить цвет неба над морем, Буден использовал различные оттенки голубого и синего, добавляя бирюзовый и белый. Синеве неба противостоит насыщенный желтый цвет песка, покрывающего берег. Он постепенно переходит в зеленый цвет травы на холме, где видны невысокие беленые домики.

Буден принимал участие в первой выставке импрессионистов, состоявшейся в 1874 году. Его морские пейзажи, полные света и воздуха, оказали влияние на многих импрессионистов.

Десять лет спустя летом 1878 года, вероятно на пленэре (ведь на картине обнаружены песчинки) Мане пишет свое полотно «На пляже».