
Размер: 85,1 х 110,2.
Где хранится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
В первой четверти XIX века во Франции, с большим опозданием от Британии и Германии, наконец, сформировался и самостоятельный романтический пейзаж. Возникла так называемая Барбизонская школа – уникальное явление французской художественной жизни, яркое свидетельство переломной эпохи, открывшей путь новым веяниям в искусстве, – ставшая первым во Франции случаем выступления художников против традиционной академической иерархии жанров.
Перестав быть эффектной декорацией для мифологического сюжета или исторической картины и перейдя в камерный формат, предназначенный для буржуазного городского дома, пейзажный жанр обретает собственный голос. Этому способствовал и тот немаловажный факт, что в 1841 году американский художник Джон Ренд изобрел оловянный тюбик для краски с завинчивающейся крышкой.
Живописцы больше не были привязаны к студиям и мастерским. Карандашные наброски в путевых альбомах уступили место масляным этюдам. Компактный этюдник позволял свободно перемещаться по стране в поисках достойного сюжета. тогда как раньше было немыслимо стать настоящим художником, не побывав в Италии, не посетив античных развалин и не познакомившись с творчеством мастеров эпохи Возрождения, то теперь, для того чтобы отточить своё мастерство и найти своё вдохновение, будущие творцы отдают приоритет лесу Фонтенбло, расположенному недалеко от Парижа. Около шестисот профессиональных художников посещают это место в XIX-ом веке. Лес, занимавший 25 000 гектаров, и по сей день отличается красивым ландшафтом: это скалы, гроты, холмы и долины, поросшие вереском и утесником. Характерной особенностью Фонтенбло является большое количество валунов причудливых форм и песчаных карьеров – с XVI века здесь активно добывался песчаник.

Размер: 86.3 x 71.1.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).
Дубы леса Фонтенбло часто принимают антропоморфический вид, а произведение Жюля Дюпре (1811-1889) является не только пейзажем, но и настоящим «портретом» природы.
Всё здесь основано на гармоничном и эффективном решении, которое художник так часто повторяет – водная поверхность, тихие и мирные животные, несколько деревьев, небо в облаках.
Именно этим и привлекает художников деревушка Барбизон. Начиная с 20-х годов XIX века, расположенный здесь скромный постоялый двор Франсуа Ганна, принимает художников, жаждущих творить на свежем воздухе в лесу. Сначала здесь обосновывается Каруэль д’Алиньи, затем Коро, Руссо, Диас де ла Пенья, Дюпре, Милле и многие другие, иногда надолго, а порой даже навсегда. Эта группа начинает походить на что-то вроде колонии, называемой сегодня «Барбизонской школой».
Это название не существовало при их жизни. Её центральной фигурой был Теодор Руссо, одинокий человек, почти мистично влюблённый в природу. На протяжении тринадцати лет его ни принимали на Парижский салон вплоть до 1849 года. Признание и похвалы он получил лишь в эпоху Второй империи. Городок Барбизон, а затем и деревушка Буррон становятся, таким образом, целым направлением в живописи второй половины XIX века, хотя повальное увлечение художников Фонтенбло вызывало даже некоторые насмешки. Так, братья Гонкур утверждали, что «каждое дерево кажется тут окружённым целой палитрой разнообразных цветов»!

Размер: 101 х 81,8.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).
Эта аллея в лесу л’Иль-д’Адам, похожая на храм природы, залитый летним светом, представляется нам уединённым и спокойным местом, в котором безмятежно отдыхают и люди и животные. Теодор Руссо (1812-1867) настойчиво трудился над этим полотном и постоянно дорабатывал его на свежем воздухе вплоть до 1849 года, когда оно было выставлено на Парижском салоне.
На протяжении полувека, с 1820-х по 1870-е годы, лес Фонтенбло стал излюбленным местом для художников, мечтавших работать на пленэре. Они основали колонию в расположенной неподалеку деревушке Барбизон, которая и дала название всему направлению. Одни живописцы бывали в Барбизоне наездами, другие жили в этих краях много лет. Камиль Коро предпочитал изображать открытое пространство, Теодор Руссо и Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья работали непосредственно в чаще леса, Шарля Добиньи привлекала водная гладь, в то время как Констана Тройона и Жана-Франсуа Милле больше интересовала повседневная жизнь окрестных деревень. Не удивительно, что в последней трети XIX столетия в окрестности Барбизона потянулись не только французские, но и иностранные художники. Лес Фонтенбло стал местом паломничества, а творчество барбизонцев – примером для подражания и отправной точкой для дальнейшего развития пейзажного жанра. Именно в этот период во Франции оказалась первая волна пенсионеров из Петербурга и Москвы. Русские художники, бывавшие в Париже в конце 1850-х – начале 1870-х годов, по-разному воспринимали увиденное.

Размер: 83,5 х 105,5.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).
Тонко рассчитанная вариация сине-серого и предельно чёрного позволяет Нарциссо Диас де ла Пенья (1807-1876) добиться невероятно тонкого светового эффекта. Густая и плотная грозовая громада изливает свет, который заставляет скромно, но весьма театрально сверкать изображённые на картине деревья.
Благодаря коллекциям Сергея Третьякова и семьи Харитоненко творчество барбизонцев, Милле и Курбе вскоре стало хорошо известно в России, однако лишь во Франции можно было познакомиться с крупнейшими программными произведениями этих мастеров. Михаил Нестеров, побывавший в Париже уже в 1889 году, отдельно упоминает в своих воспоминаниях положительное впечатление от полотна «Похороны в Орнане» Курбе и работ барбизонцев, которые в этот период были вполне актуальны для русского живописца.
Год основания школы: 1825.
Год прекращения существования: 1875.