Спартанские девушки вызывают на состязание юношей (ок. 1860)
Холст, масло
Размер: 97.4 × 140 см
Где хранится оригинал: Чикагский институт искусств

В 1859 году Эдгар Дега вернулся в Париж после длительного пребывания в Италии, где он навещал родственников в Неаполе и Флоренции и посещал уроки жизни во Французской академии в Риме. Эта картина, написанная около 1860 года, говорит о его стремлении создать полотна с изображением сцен из Библии, а также древней и новейшей истории. Полотно можно в каком-то смысле считать неудавшимся салонным произведением. Несмотря на все свои усилия, Дега в течение пятнадцати лет так и не сумел добиться признания на официальных выставках, и это закономерно, так как цели, которые ставил перед собой художник, шли вразрез с принципами Салона и подрывали его устои. И по манере письма, и по смыслу картина развенчивает живопись, одобрявшуюся Салоном.

Примером для молодого художника несомненно служил величайший из живописцев, выставлявшихся в Салоне, – Жак-Луи Давид. Симметрично разделенная по вертикали композиция картины Дега с четким распределением персонажей по группам — мужчин и женщин, молодежи и стариков — восходит к таким произведениям, как «Клятва Горациев» (1784, Лувр, Париж). И в то же время каноны Давида поставлены у Дега с ног на голову. Если у Давида действие исходит от мужчин, а женщины реагируют на него, то у Дега юноши лишь отвечают на вызов, который бросают им девушки.

В то время как Давид и большинство академических живописцев XVIII—XIX вв. обращались к великим событиям из истории Рима или Афин, Дега «возвеличивает» бытовую сцену, происходящую в наименее привлекательном из древнегреческих государств — Спарте. Давид стремился к тщательности и завершенности — Дега, напротив, не боялся незавершенности и, по-видимому, следовал незавершенному шедевру Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), подсказавшему Дега мотив гористого пейзажа на заднем плане. Дега, несомненно, писал картину не «в честь» Давида, а ради откровенного ниспровержения художественных и общественных ценностей, воплотившихся в прославленных полотнах его предшественника.

Не удивительно, что у Дега не хватило смелости представить картину в Салон. Тем не менее, он создал второй, «завершенный» вариант композиции, который был начат, который сейчас хранится в Лондонской Национальной галерее.

Тут мы вижим сюжет из жизни Ликурга, легендарного спартанского законодателя IX века до нашей эры. Социальные реформы Ликурга включали в себя необычный метод физической подготовки, при котором девочки-подростки соревновались наравне с мальчиками, занимаясь обнаженными на публике.

Этот вариант художник рисовал долго и представил его на пятой выставке импрессионистов в 1880 году. К тому времени Дега уже перестал писать картины, пародирующие — наподобие этой — салонные произведения, и обратился к современности, которую до него исследовал Оноре Домье.