Площадь Согласия (1875)
Холст, масло
Размер: 78,4 × 117,5 см
Где хранится оригинал: Государственный музей Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Полотно Эдгара Дега, изображающее знаменитую парижскую площадь и прогуливающихся по ней людей, известно под двумя названиями: «Площадь Согласия» и «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия». Неизвестно, как назвал ее сам автор, но в галерее Дюран-Рюэля, где подаренная Лепику картина оказалась после его смерти, она числилась именно как «Площадь Согласия».

Картина очень необычна и по жанру, и по сюжету, и по композиции. Она представляет собой портрет человека, которого Дега хорошо знал, но в то же время это жанровая сценка, эпизод из уличной жизни Парижа. Сама площадь Согласия — центральная площадь города, украшенная восемью аллегорическими статуями, изображающими главные города Франции, играет тут значительно бóльшую роль, чем просто фон для портрета.

Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.
Эдгар Дега

Главное действующее лицо «Площади Согласия» — Людовик Лепик, потомственный аристократ, художник, гравер. Его работы, стиль которых колебался между реализмом и импрессионизмом, были представлены на первой и второй выставках импрессионистов, но остались незамеченными. Дега был связан с Лепиком многолетней дружбой, они даже создали вместе в 1874 году портрет хореографа Жюля-Жозефа Перро в технике монотипии (вид печатной графики).

Дега неоднократно изображал своего друга на полотнах различных жанров: в «Джентльменской гонке», где виконт представлен жокеем, в «Балете из „Роберта Дьявола“», где Лепик показан как театральный зритель, на картинах «Людовик Лепик со своей собакой» и «Дебутен и Лепик». Существует и «Портрет графа Лепика с дочерьми» 1871 года.

Портрет графа Лепика с дочерьми (1871)
Холст, масло
Размер: 65 × 81 см
Где хранится оригинал: Собрание фонда Эмиля Бюрле (Цюрих, Австрия)

На картине «Площадь Согласия» кроме самого виконта присутствуют его дочери Эйло и Жанин. Все трое пересекают площадь, идя от улицы Риволи. За их спинами можно разглядеть статую Страсбурга, украшенную черными лентами в знак траура, связанного с утратой Эльзаса после Франко-прусской войны.

Полотно пронизано движением: сам Лепик движется вправо, интерес его дочерей и сопровождающей их собаки привлекло что-то расположенное слева, за пределами картины. Человек с тростью смотрит туда же, куда и виконт. На заднем плане мы видим экипаж и всадника, движущихся в разные стороны, что можно понять, только внимательно присмотревшись: на первый взгляд они кажутся единым целым. Движения заднего плана повторяют и усиливают то, что происходит на переднем плане картины.

Такую необычную разнонаправленность композиции объясняют по-разному. Самый простой вариант — детская непоседливость, другие объяснения: юмор художника; отстраненность прогуливающегося Лепика, типичного парижского фланера; желание показать изолированность человеческих существ друг от друга; влияние на Дега моментальной фотографии, обычно имеющей схожую композицию.

Есть какой-то юмор в „Площади Согласия“, когда видишь Людовика Лепика, сопровождающего своих дочерей, которые, кажется, идут совсем другой дорогой, в пространстве столь обширном, что все трое теряются в нем.
Эжени де Кейзер, историк искусства

Человека, изображенного на переднем плане слева, многие исследователи считают случайным прохожим, чью фигуру Дега довольно смело обрезал. Некоторые все же пытаются обнаружить в его внешности индивидуальные черты, сопоставляя этот персонаж с драматургом и романистом Людовиком Алеви.

Картина при неизвестных обстоятельствах была срезана по нижнему краю, поэтому на ней отсутствует подпись художника.