Хлопковая контора в Новом Орлеане (1873)
Холст, масло
Размер: 73 × 92 см
Где хранится оригинал: Музей изящных искусств (По, Франция)

Эдгар Дега — один из самых оригинальных художников-импрессионистов, обладавший собственным видением и владевший уникальными живописными приемами. Он начинал как классический живописец, последователь лидера европейского академизма Жана-Огюста Доминика Энгра. Позже Дега примкнул к импрессионистам, но некоторые черты классического стиля в его творчестве сохранились навсегда: он высоко ценил форму и рисунок; работал в студии, а не на пленэре, как импрессионисты. Важнейшую роль отводил воображению, которое должно усвоить впечатления и переработать их, прежде чем художник перенесет увиденное на полотно.

Осенью 1872 года Эдгар Дега уехал в Америку и провел несколько месяцев в Новом Орлеане, где у его родственников был хлопковый бизнес. Это единственный французский художник своего поколения, посетивший Соединенные Штаты. В основном бывало наоборот: американские художники, так же как и представители других видов искусства, стремились в Париж — средоточие всего нового и передового.

Картина рождается в воображении художника, она ни в коем случае не должна быть копией… Гораздо ценнее нарисовать то, что видел своим внутренним взором.
Эдгар Дега

Америка, представленная Новым Орлеаном, произвела на художника огромное впечатление своим динамичным ритмом жизни, деловитостью и своеобразием культуры. По возвращении на родину Дега написал несколько полотен, наброски для которых сделал во время путешествия.

Новый Орлеан процветал благодаря торговле хлопком. Во время путешествия Дега писал своему другу:

Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка.
Эдгар Дега

Сюжет, выбранный для полотна «Хлопковая контора в Новом Орлеане», был нетипичным: большинство художников не стремились изображать нечто столь обыденное и тривиальное, как работа клерков. Картина, по сути, относится к жанровой живописи, представляя собой зарисовку из повседневной жизни.

Большая часть персонажей — портреты реальных людей. На первом плане мы видим Мишеля Мюссона, дядю Эдгара Дега. Он сидит на стуле и разглядывает образец хлопка сквозь очки, полностью поглощенный этим занятием.

Хлопковая контора в Новом Орлеане (Эдгар Дега), фрагмент с дядей

За его спиной брат художника Рене де Га читает газету.

Хлопковая контора в Новом Орлеане (Эдгар Дега), фрагмент с братом Рене

Второй его брат, Ахилл де Га, стоит в небрежной позе, прислонившись к перегородке. Эти двое не служат в конторе — зашли сюда ненадолго. Они выглядят единственными праздными людьми в помещении, где все остальные прилежно трудятся. Художнику удалось достоверно передать царящую в конторе деловую атмосферу.

Хлопковая контора в Новом Орлеане (Эдгар Дега), фрагмент с братом Ахиллом

Работая над полотном, Дега использовал технику ровных, аккуратных мазков, которую счел наиболее подходящей для этой сдержанной и строгой сцены. Цвета подобраны неяркие, но контрастные: черные костюмы мужчин резко противопоставлены белому цвету хлопка и теплым оттенкам, преобладающим в комнате. Благодаря цвету мужские фигуры, равномерно расположенные по всему полотну, кажутся выступающими и придают картине объем.

Дега представил «Хлопковую контору» на второй выставке импрессионистов в 1876 году, но ее появление прошло не замеченным широкой публикой. В 1878 году картину приобрел музей города По, расположенного на юге Франции. Стоимость была относительно невысока, всего две тысячи франков. Но это была первая картина художника-импрессиониста, купленная музеем.