Бумага, пастель
Размер: 65 х 65 см
Где хранится оригинал: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
С 1874 года Эдгар Дега работал над сериями картин, каждая из которых была посвящена отдельной теме. Он считал, что выбранные темы содержат в себе безграничное количество вариаций и возможностей раскрытия. Всего было создано пять циклов картин: «Скачки», «Гладильщицы» (или «Прачки»), «Модистки», «Женщины за туалетом» и «Танцовщицы». Последняя стала самой известной и прославила художника как ценителя грации и красоты, умеющего передать на полотне легкость танца, стремительность или плавность поз, изящество изгибов тел и движение легких тканей.
Его картины, изображающие различные моменты из жизни балерин, необыкновенно ярки, свежи и оригинальны. Всего за свою жизнь Дега создал около полутора тысяч картин, монотипий и рисунков с изображением балерин.
Подход мастера был необычен: он не стремился выбирать самые эффектные ракурсы и не создавал геометрически правильные композиции. Нередко он изображал то, что не пытался нарисовать ни один художник до него: случайные театральные сценки, фрагменты репетиций, отдых танцовщиц в перерывах между утомительными занятиями и так далее. Дега выступал как летописец современного балета, замечая все его нюансы и воспроизводя это грандиозное явление во всей его полноте.
Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом изобразить замечательные ткани и ухватить движение.
Эдгар Дега
Выбор в качестве излюбленного объекта изображения танцовщиц Парижской оперы показал пристрастие художника к классическим формам искусства, символизируя гармонию, к которой он всегда стремился в своих произведениях. Дега, как приверженец импрессионистского направления, старался остановить мгновение, изобразив его на холсте. Он разлагал движение и танец на мельчайшие составляющие элементы и объединял их в целое, воплощая сиюминутную красоту.
«Голубые танцовщицы» — одна из лучших картин в балетной серии, плод зрелого мастера. На ней изображены четыре балерины в ярко-синих пачках. Ракурс полотна необычен: зритель смотрит на балерин сверху, как бы охватывая взглядом фрагмент реальности. Некоторые исследователи считают, что на картине изображена одна и та же балерина в четырех разных позах.
Края полотна словно обрезаны, что усиливает впечатление спонтанности. Композиция асимметрична и неупорядоченна: балерины то ли готовятся к выходу на сцену, поправляя платья, то ли репетируют танец, то ли отдыхают в короткой передышке между танцевальными партиями. Их позы пластичны и необыкновенно красивы, разрозненные движения каждой из девушек, соединяясь, создают ощущение грациозного непрерывного танца. Это подчеркивается мерцающими чистыми тонами полотна, свободой композиции, плавными контурами, выполненными при помощи цветовых соединений, а не четких линий.
Эта картина, как и многие другие в этот период, написана пастелью. К концу жизни у Дега возникли серьезные проблемы со зрением, и он перешел на пастель, позволяющую работать удлиненными линиями и штриховкой.
Цвета в «Танцовщицах» удивительно чистые, насыщенные, подсвеченные мощным электрическим освещением, всегда присутствующим в театре. Яркий голубой, преобладающий на полотне, то становится глубоким синим, то приобретает изумрудный оттенок, то бледнеет и почти полностью исчезает. Задний фон написан контрастными голубому оранжевыми, желтоватыми и зеленоватыми цветами. Все цвета проникают один в другой, отражаются друг от друга и представляют собой гармоничное целое.
Когда писатель Эдмон де Гонкур посетил мастерскую художника в 1874 году, то, объясняя свое искусство, Дега встал на носочки, округлил руки и подражал движениям балерин, которые так его завораживали.
Он смешивает эстетику танца с эстетикой живописи.
Эдмон де Гонкур, французский писатель, историк, художественный критик и мемуарист
Хотя в эпоху Дега балет и фигура балерины пользовались небывалой популярностью, к концу 1800-х годов их постигла деморализующая участь. Некоторые представления были сведены к пошлым интермедиям в операх, а само зрелище служило заманчивой передышкой для зрителей, которые могли любоваться неприкрытыми ногами танцовщиц.
Секс-работа была частью реальности балерины, и грандиозный оперный театр города, Дворец Гарнье, был спроектирован с учетом этого. Роскошно обставленная комната, расположенная за сценой и называвшаяся фойе де ля данс, была местом, где танцовщицы разминались перед выступлениями. Но оно также служило своеобразным мужским клубом, где абонне – состоятельные мужчины, подписывающиеся на оперу, – могли вести дела, общаться и делать недвусмысленые предложения девушкам.