Анри Жерве. Заседание жюри по живописному отделу парижского салона, 1885.
Холст, масло.
Размер: 300 × 419.
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж).

Что изображено: Сцена с жюри разворачивается в Большом Дворце недалеко от Елисейских Полей. Примечательно, что это собрание не является правдоподобным, поскольку Анри Жерве (1852-1929) одновременно изобразил нескольких экзаменаторов, в том числе и самого себя, тогда как на самом деле они никогда не назначались одновременно. Эта картина воздаёт должное, хотя и в несколько язвительной форме, таким заседаниям, которые и задавали ритм всей художественной жизни Парижа XIX века.

Отличительной чертой художественной и духовной жизни Парижа XIX века является существование многочисленных кружков, объединений и клубов (среди которых и знаменитый кружок на улице Руаяль, изображённый на картине Джеймса Тиссо), в которые в то время многие стремились войти и быть замеченными для получения признания, так называемого, высшего общества и дальнейшего карьерного роста.

Многочисленные критики и писатели ведут достаточно модные в то время литературные заседания. Среди них братья Эдмон и Жюль де Гонкур, Стефан Малларме, Жан Долан и другие; художники, такие как Поль Шенавар, которые пользуются репутацией больших говорунов и приглашаются в самые престижные клубы Парижа; и, наконец, некоторые писатели, как то Марсель Пруст, который с горечью описывал этот, часто пустой, а иногда и вовсе жестокий блеск светских развлечений, где свои условия диктовали политические взгляды, происхождение и финансовый капитал. Их участники, настоящие щёголи этого «всего Парижа», такого элегантного, но в то же время упаднического, были увековечены портретистами того времени. Среди них особенно выделяются Каролюс-Дюран, Жак-Эмиль Бланш и Джованни Больдини…

И вот именно в такой атмосфере, официальный Салон, находящийся под покровительством государства, занимает особое место. Это влиятельное учреждение с многолетней и насыщенной историей нельзя сравнивать с небольшими закрытыми кружками.

Салон (фр. Salon), или реже Парижский салон (фр. Salon de Paris ), начиная с 1667 года, был официальной художественной выставкой Академии изящных искусств в Париже. В период с 1748 по 1890 год он был, пожалуй, величайшим ежегодным или двухгодичным художественным событием в западном мире.

Салон давал многочисленным художникам и скульпторам хорошую возможность не только показать, но и продать свои произведения влиятельным людям того времени. Он представлял собой очень, если не сказать, слишком заметное событие Парижа. Он сопоставлял счастливчиков, выбранных редко оригинальным в своём мнении жюри, с массой отвергнутых и недовольных, которые часто оспаривали критерии и порядок самого отбора, и среди которых иногда были и истинные гении, такие как, например, импрессионисты. Но в период Третьей Республики конкуренцию этому уже резко критикуемому официальному Салону начинают составлять многочисленные независимые мероприятия, проводимые, главным образом, в художественных галереях. Господство Салона резко идёт на спад.

История

В 1667 году королевский институт французского меценатства, Королевская академия живописи и скульптуры (подразделение Академии изящных искусств), провела свою первую полупубличную художественную выставку в Салоне Карре. Первоначально Салон был ориентирован на демонстрацию работ недавних выпускников Школы изящных искусств, созданной кардиналом Мазарином, главным министром Франции, в 1648 году. Выставка в Парижском салоне была обязательной для любого художника, чтобы добиться успеха во Франции, по крайней мере, в течение следующих 200 лет. Выставка в Салоне означала знак королевской благосклонности.

В 1725 году Салон стал проводиться в Луврском дворце, тогда он стал называться Салоном или Парижским салоном. В 1737 году выставки, проходившие с 18 августа 1737 года по 5 сентября 1737 года в Большом салоне Лувра, стали публичными. Сначала они проводились ежегодно, а затем раз в два года, по нечетным годам. Они начинались в день праздника Святого Людовика (25 августа) и продолжались несколько недель. Став регулярным и публичным, статус Салона «никогда не подвергался серьезным сомнениям». В 1748 году было введено жюри из награжденных художников. С этого времени влияние Салона стало неоспоримым.

Рассвет (1748-1890)

Франсуа-Жозеф Хайм. Парижский Салон 1824 года, 1827.
Холст, масло.
Размер: 173 × 256.
Где хранится оригинал: Лувр (Париж).

В Салоне выставлялись картины от пола до потолка и на каждом свободном сантиметре пространства. Толкающиеся произведения искусства стали темой многих других картин, включая «Салон» Пьетро Антонио Мартини 1785 года. Печатные каталоги Салонов являются первичными документами для историков искусства. Критические описания выставок, опубликованные в «Газетах», положили начало современной профессии художественного критика. Французский салон, продукт эпохи Просвещения начала XVIII века, был ключевым учреждением, в котором женщины играли центральную роль. Салоны предоставляли женщинам и мужчинам место, где они могли собираться для интеллектуальных дискуссий.

Французская революция открыла выставку для иностранных художников. В 19 веке идея публичного Салона распространилась на ежегодную спонсируемую правительством выставку новых произведений живописи и скульптуры, проводимую в больших торговых залах, куда приглашалась публика, имеющая билеты. Вернисаж (лакировка) в ночь открытия выставки был грандиозным светским событием, а давка давала повод для газетных карикатур, таких как Оноре Дюмье. Шарль Бодлер, Дени Дидро и другие писали рецензии на Салоны.

После революции 1848 года Салон либерализовался, и теперь в Салоне отказывали гораздо меньшему количеству работ. В 1849 году были введены медали.

Салон Отверженных (Salon des Refusés)

Клод Моне. Завтрак на траве, 1863.
Холст, масло.
Размер: 208 x 264,5.
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж).

Все более консервативные и академические жюри не были восприимчивы к художникам-импрессионистам, чьи работы обычно отвергались, а если принимались, то были плохо размещены. Салон выступал против отклонения импрессионистов от традиционных стилей живописи. В 1863 году жюри Салона не приняли необычайно большое количество работ. Возникли волнения, особенно среди постоянных участников выставки, которым было отказано в участии. Чтобы доказать, что Салоны были демократичными, Наполеон III учредил Салон Отверженных, содержащий подборку работ, отвергнутых Салоном в том году. Он открылся 17 мая 1863 года, ознаменовав рождение авангарда. Импрессионисты проводили свои собственные независимые выставки в 1874, 1876, 1877, 1879, 1880, 1881, 1882 и 1886 годах.

В 1881 году правительство отказалось от официального спонсорства ежегодного Салона, и группа художников организовала Общество французских художников, чтобы взять на себя ответственность за проведение выставки.