Сад художника в Живерни (1900)
Холст, масло
Размер: 81,6 × 92,6 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе, Париж

На деревушку Живерни в Верхней Нормандии, расположенную неподалеку от места слияния двух рек — Сены и Этны, Клод Моне обратил внимание, проезжая мимо на поезде. Это случилось еще в ту пору, когда выставки импрессионистов вызывали у публики по большей части негодование, а самому художнику, как и его коллегам, приходилось постоянно думать о куске хлеба, так как их работы практически никто не покупал.

Со временем и критика, и публика, признали талант живописца, и его материальное положение улучшилось. В 1883 году у Моне появилась возможность арендовать дом в Живерни, куда он переехал вместе со своей второй женой и детьми, родными и приемными. Позже, в 1890 году, когда дела пошли еще лучше, дом был выкуплен.

Живерни на карте

Клод Моне сегодня одержал победу над врагами, он заставил замолчать всех вокруг… Любители, ранее высмеивавшие его, теперь почитают за честь иметь его полотна в своих коллекциях; художники, чаще других издевавшиеся над ним, теперь рьяно ему подражают.
писал арт-критик Октав Мирабо в газете „Фигаро“

К тому времени Клодом Моне овладело желание уединения, для которого как нельзя лучше подходила красивейшая природа нормандской деревни. Кроме того, здесь, в Живерни, художник мог осуществить свою мечту — разбить сад. Он всегда был неравнодушен к цветам и не только рисовал их в огромном количестве на протяжении всей жизни, но и выращивал. Даже при шатком финансовом положении он умудрялся разводить небольшие садики в тех местах, где жил. А теперь решил взяться за любимое дело с размахом.

Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит…
Жорж Клемансо, французский государственный и политический деятель, премьер-министр Франции в 1906-1909

Сад Живерни в настоящиее время
Сад Живерни в настоящиее время. Photo by Ariane Cauderlier

Он вырубил еловую аллею возле дома и засадил все пространство цветами, позволив им виться по высоким пням и металлическим дугам. Предпочитая декоративным клумбам яркие живописные пятна и бордюры, он по продуманной схеме рассадил ирисы, флоксы, астры, гладиолусы, георгины и десятки других цветов. Позже Моне создал и засадил кувшинками искусственный пруд с перекинутым через него ажурным японским мостиком. Здесь он написал самые знаменитые свои полотна.

В 1900 году, когда шла работа над картиной «Сад художника в Живерни», большинство масштабных работ по устройству сада и пруда были завершены. Теперь художник наслаждался повседневным трудом садовода, наняв нескольких помощников.

Возможно, именно благодаря цветам я стал художником.
Клод Моне

На полотне он запечатлел момент массового цветения ирисов поздней весной. Яркие мазки фиолетового цвета, оттененного голубым, сиреневым и бирюзовым, соседствуют со свежей переливающейся зеленью. Сочный зеленый цвет цветочных стеблей дополнен теплыми и светлыми оттенками, в листве деревьев зеленый перемежается с коричневым, поэтому она выглядит более темной. На заднем плане виден пруд с ярко-бирюзовой поверхностью.

Картина производит впечатление фантастического буйства красок, цветочной симфонии, приобретающей особую прелесть от того, что она была создана руками самого художника — не только на полотне, но и в реальности.

В 1966 году сын художника Мишель Моне завещал дом и сад в Живерни государству. С 1980 года они открыты для посещений.