Отлив в Петит-Даль (1884)
Холст, масло
Размер: 60 х 73 см
Где хранится оригинал: частная коллекция
Картина продана за $9 млн в 2006 году на аукционе Сотбис

Картина «Отлив в Петит-Даль» — один из впечатляющих морских пейзажей Моне, посвященных побережью Нормандии. Сцена с возвышающимися скалами, выполненная в люминесцентных тонах, отличается атмосферным драматизмом, а сияющее голубое небо резко выделяет форму скального образования Порт д’Амон. Ученый Роберт Л. Герберт так описывает визуальное воздействие изображения Моне этих гигантских образований:

На этих картинах мы чрезвычайно близко подходим к скалам в необычных композициях, призванных заставить нас почувствовать себя маленькими и бессильными перед грандиозной природой.

В период создания данной работы Моне изображал скалы их в разных ракурсах и при разных погодных условиях. Говоря о значении нормандского побережья в творчестве Моне, американский историк искусства Пол Хейс Такер отмечает:

Без сомнения, его любимым местом в 1880-е годы было побережье Нормандии; очевидно, оно было у него в крови с детства, проведенного в Гавре и Сент-Адрессе, и до него было легко добраться из Живерни, куда он переехал в 1883 году.

Первая поездка Моне в эти места состоялась зимой 1868-69 годов, когда он написал несколько полотен с изображением местных рыбацких лодок в море. В 1883 году он вернулся на нормандское побережье, сначала в Гавр, а затем в Этретат, где пробыл три недели. Виды впечатляющих скал с меловыми арками и летящими контрфорсами между Дьеппом и Гавром вдохновили его по меньшей мере на восемнадцать полотен. Одно из них — Впечатление. Восходящее солнце (Impression. Sunrise) — дало название новому направлению импрессионизму.

Отлив в Петит-Даль (Клод Моне), рама картины
Фото сделал Сергей Чайка на выставке «Импрессионизм и море» в Живерни

Вот что говорит про раму картины историк искусства Оксана Лысенко:

Пейзаж известного художника-импрессиониста дополнен рамой в стиле Людовика XIV. Такие рамы были весьма популярны во Франции в последней трети XIX — начале XX в. А все началось с того, что однажды кто-то из галеристов (или маршанов, как их называли французы), продававших работы тогда еще мало известных Ренуара, Моне, Дега, Писсарро, Кайботта и других импрессионистов, обратил внимание на то, что живописная манера этих художников эффектно сочетается в декором антикварных рам эпохи Людовика XIV. Это было важное эстетическое открытие, поскольку рамы буквально увеличивали шанс картин на продажу. Конечно же, изготовители рам, всегда чутко реагировавшие на спрос и веяния моды, начали создавать обрамления а ля Людовик XIV. Часто это были весьма удачные стилизации, которые не сразу отличишь от подлинника.

Привязанность Моне к завораживающим природным особенностям нормандского побережья не была уникальной: эта местность также была популярна среди художников и писателей предыдущего поколения, включая Делакруа, Коро, Будена и Курбе, последний из которых оказал сильное влияние на творчество Моне.

Видео про картину: