Женщины в саду (Клод Моне)

Женщины в саду (1866-1867)
Women in the Garden
Холст, масло
Размер: 255 х 205 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Клод Моне, вероятно, принял к сведению советы, полученные несколько лет назад от Эжена Будена, который призывал его рисовать пейзажи на пленэре: «Изучайте, учитесь видеть и писать, создавайте пейзажи».

Моне начинает рисовать большое полотно прямо на натуре: «на картине изображены женщины в светлых летних платьях, собирающие цветы в аллеях сада; солнечные лучи падают прямо на сверкающие белизной юбки, мягкая тень от дерева ложится на аллею, освещенные солнцем платья и большую серую скатерть.

Невозможно добиться более оригинального эффекта!
Эмиль Золя

«Моне еще здесь (в Онфлере), работает над огромным полотном… Его картина имеет размеры около трех метров как в высоту, так и в ширину: фигуры чуть меньше, чем в натуральную величину, дамы в роскошных туалетах, собирающие цветы в саду, картина – начатая на природе, на открытом воздухе,» – писал Дюбург Будену 2 февраля 1867 года.

Женщины в саду (Клод Моне), увеличенный фрагмент

С развитием пленэрной живописи функция мастерской меняется. Отныне художники, вооружившись складными мольбертами и красками в тюбиках, устраивались, где хотели: «Без тюбика с краской нет импрессионизма», – утверждал Ренуар. Вполне понятно, что встала проблема больших форматов. С этой проблемой Моне столкнулся при написании данного полотна:

Я вырыл яму в земле, что-то вроде канавы, чтобы закапывать холст по мере того, как я работал над ее верхней частью.
Клод Моне

По-прежнему остается проблема завершенности картин: то, в чем никогда не признавались импрессионисты, так это в том, что большинство их произведений доделывались позднее и тайно в мастерской.

В том же 1867 году, когда «Женщины в саду» были отвергнуты жюри Салона, многие мастера, среди которых Ренуар, Писсарро, Моне, Сислей, Йонгкинд, Мане и другие – решают отправить протест графу Ньеверкерку, суперинтенданту Музея Изящных искусств, чтобы добиться выставки отвергнутых работ вне Официального Салона и Всемирной выставки. Это был чистый проигрыш.

Тогда художники попытались организовать частную выставку, но из-за нехватки средств и этот проект провалился. Только в 1874 году была организована Первая выставка импрессионистов.

А «Женщины в саду» были куплены другом художника Фредериком Базилем, который часто поддерживал Моне материально.