Impression. Sunrise
Холст, масло
Размер: 48 х 63 см
Где хранится оригинал: Музей Мармоттан-Моне (Париж)
Этот небольшой этюд, изображающий переходное состояние между ночью и днем, стал знаковым для нового направления живописи, основанного на визуальных впечатлениях и стремлении передать мельчайшие цветовые изменения, происходящие под воздействием различного освещения.
В 1872 году, будучи проездом на севере Франции в портовом городе Гавре, Моне написал несколько картин, в том числе «Впечатление». Все картины были показаны на выставке, состоявшейся в 1874 году в Париже. Реакция публики на эти необычные произведения, созданные вопреки традиционным канонам, в основном была отрицательной. Луи Леруа, журналист газеты «Шаривари», в своей разгромной статье пренебрежительно именовал художников, участвовавших в выставке, «импрессионистами» — по названию картины Моне (от фр. impression — впечатление). Это прозвище получило широкое распространение и вскоре утратило отрицательную окраску.
Правда, есть и свидетельства, противоречащие этой версии. Французский искусствовед и организатор художественных выставок Антонин Пруст писал:
Слово „импрессионизм“ появилось не благодаря выставленной картине Клода Моне „Впечатление. Восходящее солнце“… Оно родилось во время наших споров в 1858 году.
Картина представляет собой соединение нежных оттенков серо-голубого, сиреневого, оранжевого цветов, наложенных быстрыми, мелкими, перекрывающими друг друга мазками. Смешивание цветов происходило не на палитре, а непосредственно на холсте — в этом и заключалось одно из основных отличий новой техники.
Клод Моне, как и все импрессионисты, работал на пленэре, а не в студии, чтобы не упустить ни единого нюанса освещения и запечатлеть объекты в естественном, постоянно меняющемся цвете. Учитывался не только свет, но и состояние атмосферы, отблески, которые изображаемые объекты отбрасывали друг на друга, еле уловимая дымка, окутывавшая каждый предмет.
Мне всегда внушали ужас теории… Заслуга моя только в том, что я писал прямо на природе, пытаясь передать на полотне самые быстротечные эффекты…
Клод Моне
Смысловой и колористический центр композиции — восходящее солнце, изображенное как дрожащий в рассветной дымке оранжевый шар. Оно освещает сонный морской порт с огромными судами и возвышающимися кранами, рыбаков на лодках и все водное пространство.
Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.
Клод Моне
Работа художника отличается целостностью: все элементы, от композиции до цветового решения и изобразительных приемов, направлены на то, чтобы передать мгновенное, исчезающее впечатление. Импрессионистская манера письма делает все изображенное зыбким и почти нематериальным, плотные объекты: лодки, рыбаки, корабли в порту на заднем плане — кажутся такими же вибрирующими и переливающимися, как сам рассветный воздух. Даже вода, наполненная оранжевым мерцанием восходящего солнца, обретает некую призрачность.
Размытые контуры картины, свободные мазки, эскизность были восприняты зрителями, большей частью не готовыми к новой живописи, как банальное неумение рисовать. Но все же у Клода Моне, как и у всех импрессионистов, с самой первой выставки появились, пусть поначалу и немногочисленные, ценители и почитатели.
В 1885 году картина вместе с полотнами других им- прессионистов была похи- щена из музея Мармоттан. Через пять лет ее нашли и вернули в экспозицию.