Бульвар Капуцинок (Клод Моне)

Бульвар Капуцинок (1873)
Boulevard des Capucines
Холст, масло
Размер: 80 × 60 см
Где хранится оригинал: Музей искусств Нельсона — Аткинс (Канзас-Сити, США)

В 1873 году Моне дважды написал известный парижский вид — бульвар Капуцинок. Он работал над картинами, расположившись у окна в студии французского фотографа Надара, который поддерживал импрессионистов и периодически предоставлял им свою мастерскую для проведения выставок. Здесь прошла и самая первая выставка картин импрессионистов, вызвавшая в мире искусства эффект разорвавшейся бомбы. Бульвар изображен с высокой точки зрения, он по диагонали уходит к зданию Парижской оперы. Пространство, с левой стороны замыкаемое высокими домами, разделено узкой аллеей, вдоль которой выстроились экипажи. Мы видим бульвар зимой, в дневное время, когда он заполнен людьми. Погода хмурая, пасмурная, солнечный свет отсутствует, атмосфера кажется мутной и туманной.

Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина „Бульвар Капуцинок“.
К. Г. Богемская, искусствовед

Фигурки прохожих, запряженные лошадьми экипажи, стволы голых деревьев — все это едва намечено легкими мазками темных и, местами, ярких красок на более светлом, слегка размытом молочном фоне. Мы видим розовые, голубые, темно-зеленые и желтоватые пятна, резко выступающие на белом и передающие ощущение непрерывного оживленного движения на одной из самых известных улиц Парижа.

Капуци́нки — женский монашеский орден Католической церкви, одна из ветвей Второго (женского) ордена францисканцев (клариссинок).

Художник стремился преобразовать плоскую поверхность холста в трехмерное пространство, наполнить его жизнью и создать впечатление глубины. Зритель смотрит в даль, куда уходит перспектива и где нет конечной точки, вместо которой — безграничное продолжение улицы, города, движения.

Горизонтальное по форме полотно «Бульвар Капуцинок в Париже», написанное в том же году, отличается от первой картины цветом и настроением. Здесь та же самая высокая точка зрения обозначена присутствием зрителей на переднем боковом плане — это двое мужчин справа, стоящих на соседнем балконе и наблюдающих за людьми на улице.

Бульвар Капуцинок в Париже (1873)
Boulevard des Capucines
Холст, масло
Размер: 61 × 80 см
Где хранится оригинал: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яркий солнечный свет, отбрасывающий на все предметы желтоватые блики, контрастирует с лилово-голубыми тенями домов и деревьев. Композиция при помощи света разделена на две части по диагонали: одна половина бульвара находится в тени, другая — на солнце. На темной стороне преобладают серо-сиреневые оттенки, на солнечной — желто-оранжевые. Но все же пространство получилось единым благодаря общей воздушной дымке, созданной Моне новыми изобразительными средствами: наложением небольших, раздельных, но перекрывающихся мазков, похожих на мелкие запятые. Художник соединял оттенки одного цвета в соответствии с законами оптического смешения тонов.

Обе картины, показанные на первой выставке импрессионистов, вызвали шквал критики. Их называли «мазней» и «дилетантством», но Клода Моне это не обескуражило. Он продолжил свои исследования «цветовой гармонии» и мгновенных, исчезающих впечатлений от реальности, создав еще множество замечательных полотен и добившись в конце концов понимания и признания публики.

Бульвар Капуцинок вошел в историю благодаря тому, что здесь в 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов. Улица также знаменита концертным залом «Олимпия», оперным театром и кинозалом, где в 1895 году прошел первый в мире киносеанс.