Стога. Конец лета (1890—1891)
Холст, масло
Размер: 61 × 101 см
Где хранится оригинал: Чикагский институт искусств (Чикаго, США)

Художники во все времена создавали серии полотен, посвященных одной теме, но никто до Моне не писал на нескольких картинах один и тот же объект при разном освещении и разных погодных условиях, но, чаще всего, с одного и того же ракурса. Он создал тридцать полотен, изображающих Руанский собор, двенадцать картин с вокзалом Сен-Лазар, двадцать — с тополями и самую обширную серию «Кувшинки», включающую около двухсот пятидесяти полотен.

В конце 1880-х — начале 1890-х годов, между циклами «Вокзал Сен-Лазар» и «Тополя», Клод Моне создал еще одну серию картин, которые получили широкую известность еще при жизни мастера, а после его смерти стали одними из самых дорогих произведений искусства в истории живописи. Это серия работ «Стога». Она насчитывает двадцать пять работ, созданных в 1889—1891 годах, но иногда в нее включают и более ранние «Стога» 1886—1888 годов, насчитывающие пять вариантов.

Идея написать стог сена пришла художнику во время одной из прогулок в окрестностях местечка Живерни, где он прожил большую часть своей жизни. Моне попросил свою приемную дочь принести два холста — один для солнечной погоды, а второй для облачной. Но, начав работать, понял, что двух картин будет недостаточно, чтобы передать все оттенки состояний природы и написать все детали стогов при разных условиях.

Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что здесь — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура…
Клод Моне

Как всегда, стремясь точно передать мимолетное впечатление, Клод Моне использовал разработанные им технические приемы, накладывая краску на холст грубыми мазками, жирными точками, мелкими и крупными штрихами, зигзагами. Он работал по белому грунту и не смешивал оттенки на палитре, предпочитая соединять чистые и яркие цвета уже на холсте. Одним из открытий, сделанных импрессионистами, было то, что цвет — это не устойчивое свойство предмета, а соединение света и его отражения от поверхности. В «Стогах» изображаемая поверхность отличается рельефностью и интересной структурой, заинтересовавшей художника и побудившей его на создание десятков картин.

Стога в Живерни
Стога в Живерни. Белый иней, восход солнца

Я работаю все время. Все время борюсь с природой.
Клод Моне

Клод Моне работал над «Стогами» несколько лет, выбирая для этого разные сезоны — от позднего лета, когда поля недавно убраны, до снежной зимы, украшавшей окрестности белым покровом, и ранней весны, сияющей свежими красками. Он писал на рассвете, на закате и в полдень. Для некоторых картин у художника было не больше пятнадцати минут в день — настолько недолгим и трудноуловимым был тот момент освещения, который он хотел запечатлеть.

Клод Моне, Стога, последние лучи солнца
Стога, последние лучи солнца

«Я долго работаю над новой серией, — рассказывал Моне, — хотя в это время года солнце садится так быстро, что я за ним не успеваю… Это приводит меня в отчаяние, но с каждым разом я убеждаюсь в необходимости и оправданности своих страданий. Я могу найти то, что ищу: мимолетную изменчивость света, покрывающего растительность повсюду».

На полотне «Стога. Конец лета», законченном в 1891 году, мы видим стога в ясный солнечный день. Объемная текстура холста, покрытого пастозными мазками, и насыщенные интенсивные цвета теплого спектра позволяют почувствовать жар летнего солнца, освещающего ярким желтоватым светом недавно уложенные стога.

Стога на картинах Моне состоят из колосьев пшеницы, накрытых соломой для защиты от дождя. Таким образом пшеницу сохраняли до широкого распространения комбайнов.