Вокзал Сен-Лазар (1877)
Холст, масло
Размер: 53 × 72 см
Где хранится оригинал: Национальная галерея (Лондон)

Художник создал двенадцать полотен с разными видами вокзала, семь из них были представлены на очередной выставке импрессионистов, проходившей в апреле 1877 года.

Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение меняет облик зданий.
Клод Моне

Бóльшая часть картин Клода Моне написана под впечатлением от красот природы, но есть и исключения. Одно из самых ярких — серия полотен под общим названием «Вокзал Сен-Лазар», созданная в 1877 году в Париже. Тогда Моне впервые пришла мысль написать несколько картин, изображающих один и тот же объект, но в разных условиях. Позже он создал еще несколько серий: «Стога», «Руанский собор», «Водяные лилии».

Первые выставки импрессионистов, прошедшие в Париже, получили скандальную известность и были раскритикованы искусствоведами и публикой. Но художники нового направления продолжали работать в том же стиле, надеясь, что со временем их нетрадиционная живопись будет понята и оценена.

Одним из самых стойких и уверенных в своей правоте представителей движения импрессионистов был Клод Моне. Его картину «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression. Sunrise), давшую название новаторскому направлению в живописи, называли «совершенно непонятной» и ругали за то, что на ней ничего нельзя разобрать.

В ответ Моне восклицал:

Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть всё сквозь дымку!

И продолжал писать в той же манере, неустанно ища новые сюжеты для своих полотен.

Однажды он нашел подходящую натуру в совершенно неожиданном для себя месте — на вокзале Сен-Лазар, с которого регулярно уезжал на Нормандское побережье. В момент отправления паровозов дым застилал все вокруг, создавая фантастическое впечатление, поразившее художника.

Клод Моне привык писать с натуры, а не по памяти. Он отправился на вокзал, прихватив инструменты живописца и облачившись в свой лучший костюм. Благодаря изысканным манерам, самоуверенной осанке и многозначительней фразе «Я художник», сказанной начальнику вокзала, Моне сумел получить все, что ему требовалось для работы. По его просьбе был задержан поезд (который лучше выглядел при более позднем освещении), паровозы дымили тогда, когда ему было нужно. Жан Ренуар, сын Огюста Ренуара, так воспроизводил рассказ отца о событиях:

Он стал тираном вокзала, писал, окруженный всеобщим благоговением, и, наконец, уехал, увозя с собой полдюжины картин, провожаемый поклонами всего персонала с директором во главе.

Паровозы на полотнах этой серии — почти живые воплощения недавно появившейся эстетики прогресса и обновленного индустриального мира. Моне воспринимал и рисовал их в поэтическом ключе, изображая грациозными, но в то же время необыкновенно мощными, олицетворяющими силу и скорость.

Вокзал Сен-Лазар (Клод Моне), поезд
Фрагмент картины с левым поездом

Художник стремился передать изменения света, цвета и воздуха под воздействием густого пара, выходящего из паровозных топок. Используя специальную технику живописи, Моне добился изображения солнечных бликов разных цветов, отражающихся в клубах пара. Архитектурные сооружения вокзала расплываются в характерной дымке, особый интерес представляет стеклянная крыша на металлическом каркасе, пропускающая дневной свет.

Еще несколько работ из вокзальной серии. Все находятся в разных музеях и частных коллекциях.

Вокзал Сен-Лазар (Клод Моне), вариация

Вокзал Сен-Лазар (Клод Моне), вариация

Вокзал Сен-Лазар (Клод Моне), вариация