Холст, масло
Размер: 27 × 36 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
Стефан Малларме (1842 – 1898) французский поэт, автор великолепной графической поэмы «Бросок костей никогда не исключает случайность» (1897), примыкавший сначала к парнасцам (печатался в сб. «Современный Парнас»), а позднее ставший одним из вождей символистов. Отнесен Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов». Влияние Малларме на французскую поэзию было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффен, Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, и др.
Малларме стал сотрудничать с Мане в 1875 году – он перевел, а Мане проиллюстрировал французское издание стихотворения Эдгара Аллана По (1809-1849) «Ворон». Год спустя Мане оформил рисунками стихотворение самого Малларме «Послеполуденный отдых фавна» (1865). Стефан написал поэму о чувственных переживаниях фавна, который пробуждается от послеобеденного сна и рассказывает о своей встрече с несколькими нимфами, произошедшей днем ранее. Эдуард Мане создал четыре гравированных на дереве иллюстрации, которые в целях экономии были напечатаны черным цветом и вручную тонированы в розовый цвет самим Мане.
Фото ниже © Принстонский университет (princeton.edu)
Художник создал портрет поэта в знак благодарности за опубликованную в Великобритании статью, в которой Малларме лестно отозвался о творчестве мастера. Картина была написана в студии Мане (на это указывают обои как в «Женщине с веерами» и «Нане»).
В отличие от других портретов Малларме здесь изображен в расслабленной позе. Рука с сигарой покоится на газете, другую он держит в кармане сюртука. Мане использовал мелкие мазки и отказался от сложной концепции цвета. Сам он назвал это произведение «забавной картиной». Портрет хранился в семье художника до 1928 года.