Нана (Эдуард Мане)

Нана (1877)
Холст, масло
Размер: 154 × 115 см
Где хранится оригинал: Кунстхалле (Гамбург)

С утра она принималась наряжаться и целыми часами просиживала в одной рубашке перед осколком зеркала, прикрепленным над комодом.
так в романе «Западня» (1877) Эмиль Золя описывает Нану, тщеславную девушку из неблагополучной семьи, решившую стать проституткой, чтобы поправить свое материальное положение.

В 1880 году Золя вернулся к этой героине, посвятив ей целый одноименный роман. Мане использовал сцену из произведения Золя и добавил сидящего на диване мужчину в элегантном сюртуке и цилиндре, что не оставляет сомнений о роде занятий изображенной на картине девушки. Возможно, натурщицей для этого произведения стала актриса Анриэтт Хаузер. Полотно писалось в студии художника – на это указывают похожие обои как в «Женщине с веерами» и «Портрете Стефана Малларме».

Нана (Эдуард Мане), фрагмент

В одной руке она держит румяна, в другой – пуховку для пудры и, отведя взгляд от зеркала, смотрит прямо на зрителя. Картина была написана за три года до публикации «Наны». Здесь изображена скорее веселая и беззаботная кокотка, а не «роковая женщина», описанная в романе.

Эмили Луиз Делабинь

Когда Мане и Золя создавали свои версии Наны, они вдохновлялись разными женщинами. Одна из них – Эмили Луиз Делабинь, также известная как Вальтесс де Ла Бинь. Одно издание написало про нее:

She ruled paris from her bed
(Она управляла Парижем из своей постели)
Messy Nessy

В 1877 году жюри Салона отвергло портрет Наны, и полотно было выставлено в витрине роскошного магазина на бульваре Капуцинок.