Мадемуазель Викторина в костюме матадора  (Эдуард Мане)

Мадемуазель Викторина в костюме матадора (1862)
Холст, масло
Размеры: 165,1 х 127,6
Где хранится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Мане написал эту картину в 1862 в своей мастерской на улице Гюйо. Позировала Викторина-Луиза Мёран, которой тогда было восемнадцать лет. На ней испанский костюм, который художник держал в своей мастерской. На протяжении десяти лет Викторина была основной моделью Мане; она позировала для его монументальных полотен «Завтрак на траве» и «Олимпия» (Музей Орсэ, Париж), а также для ряда других картин, вплоть до 1872- 1873 годов, в частности для «Железной дороги» (Национальная галерея, Вашингтон).

Вместе с «Молодым человеком в костюме махо» и «Завтраком на траве» это произведение было отвергнуто Салоном в 1863 ; Мане выставил эти картины в Салоне Отверженных, где они породили много споров. Самые противоречивые отзывы достались, конечно, картине «Завтрак на траве», но и два испанских сюжета также не избежали придирчивого внимания критиков. Один из них заметил:

Три картины Мане написаны как будто специально для того, чтобы эпатировать публику, которую отпугивают слишком яркие краски… Мане любит Испанию, а его любимый художник — видимо, Гойя, чьим ярким резким тонам и свободному вдохно-венному мазку он подражает.

Действительно, Мане открыто признал влияние Гойи, позаимствовав из его «Корриды» такие элементы фона, как бой быков и барьер.

Намерение Мане шокировать публику очевидно: в качестве матадора он изобразил женщину, хотя коррида — всегда удел мужчин; вместо традиционной красной он дал ей розовую мулету (красная ткань матадора); поза женщины намеренно сделана неестественной и театральной. Как и у сидящих людей в «Завтраке на траве», эта поза восходит к гравюрам XVI-XVII вв.

Мадемуазель Викторина в костюме матадора  (Эдуард Мане), фрагмент головы

Рентгенограммы показывают, что по первоначальному замыслу Викторина держала мулету обеими руками; затем художник несколько переделал картину, дописав шпагу в правой руке женщины. На рентгенограмме под красочным слоем видна также обнаженная женская фигура вниз головой, не имеющая отношения к данному сюжету. Связать этот образ с известными произведениями Мане не представляется возможным.