Олимпия (1863)
Холст, масло
Размеры: 130,5 × 190
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Эдуард Мане долгое время считал себя приверженцем традиционной живописи и не понимал причин скандальной славы своих работ. Его творчество полно противоречий: заявляя о верности классицизму и традициям мастеров Возрождения, он, тем не менее, выбирал для своих полотен современные сюжеты. Не хотел участвовать в выставках импрессионистов, но писал на пленэре. Высоко ценил светлые краски, но сам предпочитал темные. Мане сыграл очень важную роль в развитии искусства и становлении импрессионизма, воплощая и распространяя новые художественные принципы.

Первый скандал, связанный с именем Эдуарда Мане, разразился, когда он выставил в Салоне отверженных картину «Завтрак на траве». Сюжет сочли неприличным, а чрезмерно реалистичное, неидеализированное изображение обнаженной женщины — недопустимым.

Завтрак на траве (1863)
Холст, масло
208 × 264,5 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Через два года он представил в салон новое полотно — «Олимпию». И снова, совершенно того не желая, спровоцировал скандал. В основу полотна лег сюжет, позаимствованный художником у старых мастеров, в частности у Тициана с его «Венерой Урбинской». Мане стремился осовременить известное изображение обнаженной женщины.

Модель написана лежащей на высоких белых подушках, цвет которых оттеняет ее смуглую кожу. Светлый передний план особенно резко выделяется за счет затемненного фона, разделенного по горизонтали почти пополам вертикальной линией. Таким образом, левая половина полотна представляет собой портрет Олимпии, а правая — изображение ее темнокожей служанки, чье лицо почти сливается с фоном.

Олимпия (Эдуард Мане), фрагмент

Для картины позировала известная натурщица Викторина Меран – ее лицо крупным планом можно увидеть на полотне «Мадемуазель Викторина в костюме матадора».

Олимпия шокирует, вызывает священный ужас, но она притягивает к себе и в конце концов торжествует.
Поль Валери, поэт

Картина имеет условное разделение и по вертикали, создаваемое резким контрастом темных и светлых цветов. Букет в руках служанки — яркое пятно, оживляющее композицию, а черный кот, размещенный в правом нижнем углу, — деталь, уравновешивающая цветовое и композиционное построение картины.

Олимпия (Эдуард Мане), фрагмент с котом

В этой картине Мане использовал самые живописные возможности новой техники, близкой к импрессионистской. Цветовая гамма лаконична, задействованы лишь основные цвета: контрастные белый и черный, холодные темно-синий и темно-зеленый, теплые золотисто-коричневый и красный. Четкие, плавные линии и законченные формы выделены подчеркивающими их тенями или контрастными цветами. Наиболее последовательно импрессионизм проявился в изображении букета, который представляет собой соединение размытых ярких пятен. Но и при написании других предметов кисть художника выходила за их границы, что являлось нарушением традиционных канонов классической живописи.

Судьба предназначила ей место в Лувре.
Эмиль Золя

Публика увидела в «Олимпии» не следование духу старых мастеров, а скандальную апологию проституции. «Ее реализм бессовестно глумится над идеальными образами академических художников», — писали критики. Ее называли «бесстыдной куртизанкой», «Венерой с котом», «Одалиской с желтым животом». И только немногочисленные друзья и поклонники Мане убеждали его, что он стал глашатаем нового направления в живописи.

P.S. Одали́ска — прислужница в османском гареме. На Западе одалиски воспринимались как наложницы или сексуальные рабыни, хотя в большинстве случаев они были лишь обычными горничными и служанками.