Холст, масло
208 × 264,5 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
В Салоне 1863 года картина Мане вызвала неслыханный скандал из-за своего вызывающе реалистичного сюжета: обнаженная женщина сидит на траве рядом с двумя ветыми мужчинами, они вместе завтракают. По мнению критиков, такая откровенная нагота без мифического или религиозного контекста была просто возмутительна. Тем не менее, создавая это произведение, художник черпал вдохновение у мастеров прошлого: Тициана («Сельский концерт») и Маркантонио Раймонди («Суд Париса»).
Группу персонажей в правом углу картины «Суд Париса» Мане выбрал в качестве образца для своего «Завтрака на траве».
Гравюра
298 х 442 см
Где хранится оригинал: Государственная галерея Штутгарта
Официальный Салон отверг картину по причинам, которые описал критик Гамильтон:
Когда наготу изображают вульгарные личности, она всегда непристойна.
Полотно было выставлено в Салоне отверженных, но под другим названием – «Купание». Правда, здесь жюри было то же, что и в официальном Салоне. Похоже, они задались целью показать низкий уровень новой выставки и убедить публику в том, что в Салоне отверженных собраны работы художников-неудачников. Но Мане вышел из ситуации с Высоко поднятой головой, и его стали воспринимать как оплот новаторской живописи.
Как и для «Олимпии», тут позировала любимая натурщица Мане Викторина Меран.