Холст, масло
Размер: 73,6 × 50,2
Где хранится оригинал: Национальная галерея искусства (Вашингтон, США)
Эдуард Мане всегда оставался независимым художником и не спешил примыкать к стану импрессионистов, даже когда они начали организовывать собственные выставки и у них появились почитатели, хотя оппонентов их творчеству было гораздо больше. Мане тоже постоянно подвергался критике за новые приемы и методы, которые он использовал в своих работах. Публика и эксперты безоговорочно причисляли его к импрессионистам.
В будущей летописи побед и поражений французской живописи XIX века… Мане по праву займет свою страницу.
Жюль-Антуан Каста- ньяри, теоретик искусства
В конце 1870-х годов у Мане пробудился интерес к таким жанрам, как портрет и натюрморт. Он создал портрет поэта Стефана Малларме, картину «Художник», для которой позировал Марселен Дебутен, полотна «Фор в роли Гамлета» и «Нана» — две последние работы близки к жанровой живописи, которую Мане также не обходил вниманием. В 1877—1879 годах он написал несколько картин, объединенных общей темой «люди в парижских кафе». Среди них: «Две девушки, пьющие пиво», «Кафе-концерт», «У папаши Латюиля», «Официантка».
В этой серии полотен выделяется «Сливовица», написанная в 1877 году. Картина также известна как «Сливянка», «Сливовое бренди». Сюжет возник у художника в результате наблюдений за посетительницами знаменитого кафе «Новые Афины», где собиралась богемная публика, в частности художники-импрессионисты. Однако, по мнению исследователей, картина писалась не в кафе, а в мастерской Мане. Об этом свидетельствует изображенный на ней интерьер: известно, что мраморный столик на чугунных ножках, за которым сидит натурщица, стоял именно там. Задний фон картины — деревянная рама с декоративной зеленой решеткой — также не соответствует убранству «Новых Афин».
На картине изображена молодая девушка, сидящая в кафе за бокалом сливовицы — бренди с вымоченной в нем целой сливой. Она опирается на правую руку, наклонившись вперед, в пальцах ее левой руки зажата незажженная сигарета. Можно догадаться, что этот бокал уже не первый, так как поза модели и ее застывший бессмысленный взгляд глубоко погруженного в себя человека намекают, что она находится под воздействием алкоголя.
Цвета на полотне лаконичны, что свойственно мастеру: розовое платье с белым пышным воротником-жабо, темнокрасный диван, черная шляпка с изысканной кремовой отделкой, бледно-зеленая декоративная решетка, обрамляющая голову девушки, светлые деревянные панели за диваном.
Настроение картины — одиночество и меланхолия. Это полотно напоминает работу Эдгара Дега «Абсент». Примечательно, что оба художника приглашали одну и ту же натурщицу — начинающую актрису Эллен Андре и написали свои полотна почти в одно и то же время: Дега — в 1876, а Мане — в 1877 году.
Считается, что «Сливовица» — это ответ Мане другу-импрессионисту. Он взял тот же сюжет и ту же натурщицу, но интерпретировал ситуацию посвоему. В отличие от уныния и апатии, царящих на полотне Дега, в картине Мане остается какая-то надежда. Девушка выглядит задумчивой и погруженной в себя, но не производит впечатление человека, поставившего на себе крест. Кажется вполне вероятным, что ее одиночество будет в ближайшее время нарушено.
Цвет — вопрос вкуса и чувствительности.
Эдуард Мане
«Сливовица» была продана самим художником коллекционеру Шарлю Дедону, позже ее купил неоимпрессионист Артур Сачс. Через несколько лет она оказалась в коллекции Пола Меллона, который подарил ее вашингтонской галерее.
Еще одна картина Мане «Две девушки, пьющие пиво» была написана под впечатлением от сцены, которую художник мог наблюдать в своей повседневной жизни. Однако сюжет был нарисован в студии художника с двух моделей. То, что женщины пьют пиво, а не вино, не удивительно. Ранее ассоциировавшееся с крестьянами и провинциалами, пиво к этому времени стало модным напитком в Париже.
Холст, масло
Где хранится оригинал: Собрание Баррела (Глазго, Великобритания)
Композиция картины проста, но эффективна. В ней вы видите двух женщин, сидящих за столиком в кафе, каждая из которых держит в руке кружку пива. Фигура слева – в профиль, а та, что справа, смотрит прямо на зрителя. Расположение фигур и предметов на столе создает ощущение глубины и пространства.
Малоизвестный аспект этой работы заключается в том, что, хотя на ней изображены две женщины, пьющие пиво, первоначальное название картины было “La Cerveza” (пиво), что позволяет предположить, что главной темой работы была выпивка. Однако, когда картина была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, название было изменено на «Две женщины, пьющие из бокалов» (Two Women Drinking Bocks), чтобы избежать цензуры. Bocks потом превратилось в beer.
Мане и до этого рисовал пивные сюжеты. Так, четырьмя годами ранее его полотно «Кружка хорошего пива» имело большой успех на Салоне.