Блондинка с обнаженной грудью (Эдуард Мане)

Блондинка с обнаженной грудью (1878)
Холст, масло
Размер: 62,5 х 52 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж)

Из «Воспоминаний торговца картинами» Амбруаза Воллара можно узнать, что Мане без восторга отзывался о Ренуаре:

Великий человек, выбравший в живописи скверный путь.

А вот испанских мастеров ценил гораздо выше, чем венецианских:

Среди итальянцев я ставлю во главе списка Тициана и (Якопо] Тинторетто из Скуолы Сан-Рокко. Но все равно всегда возвращаюсь к Веласкесу и Гойе.

Женщина на картине Мане задумчива, а контуры ее прозрачной одежды так же размыты, как и фон. Полотно написано в студии, предоставленной Мане шведским художником Розеном. Натурщицу звали Маргарита.

Блондинка с обнаженной грудью (Эдуард Мане), фрагмент

После «Блондинки» Мане выполнил ряд пастельных портретов женщин, которые приходили к нему в Бельвю (Рюэль, Версаль) и в его парижский дом. Но, кажется, последняя серия портретов наследниц, молодых девушек, актрис и моделей – это затянувшееся прощание художника с женским миром.

И хотя Мане прохладно относился в Ренуару (1841-1919), но «Блондинка с обнаженной грудью» отсылает именно к его творчеству: Огюст часто изображал обнаженные женские фигуры в стиле Рубенса. А Тинторетто-младший (Доменико Робусти, 1560-1635) в своей картине «Дама, обнажающая грудь» воссоздал образ известной поэтессы и «достойной куртизанки» из Венеции Вероники Франко в весьма привлекательной, но откровенной манере.

Женщина с обнаженной грудью, Доменико Робусти (Тинторетто) (1580-1590)

Женщина с обнаженной грудью, Доменико Робусти (Тинторетто) (1580-1590)
Холст, масло
Размер: 62 x 55,6 см
Где хранится оригинал: Музей Прадо (Мадрид)

Доменико – сын Якопо Робусти. И отец, и сын вошли в историю под псевдонимом Тинторетто.

Создание образа обнаженных дам достигло значительного прогресса в мире венецианского искусства и стало на века образцом для изображения плоти в реалистичной манере. Девушка олицетворяет архетипическую эротизированную красоту венецианского Ренессанса, уходящую корнями в Средневековье, которая достаточно реалистична, чтобы оказывать на зрителя как визуальное, так и тактильное воздействие.

Румяный белый цвет лица этих девушек – предмет зависти европейских женщин – не всегда был естественным. Венецианки использовали большое количество свинцовых белил – трюкко (trucco) – которые смешивали с ртутной лазурью, а вены подчеркивали лазуритом. Это приводило к преждевременному старению, выпадению волос, а иногда и к смерти.