Гвоздика, лилия, лилия, роза (Джон Сингер Сарджент)

Гвоздика, лилия, лилия, роза (1885—1886)
Холст, масло
Размер: 174 × 153,7 см
Где хранится оригинал: музей Тейт Британия (Лондон)

Джон Сингер Сарджент — художник американского происхождения, учившийся в Италии и Германии и нашедший свое призвание во Франции. Он жил в Лондоне и Париже, путешествовал по Европе, Африке и Америке. Сарджент стал одним из первых художников-космополитов, принадлежащих всему миру.

Оказавшись в 1870-х годах во Франции, он сначала учился у модного портретиста Шарля Эмиля Дюрана, а позже сблизился с импрессионистами. Особенно Сарджент ценил работы Эдгара Дега и Клода Моне. Вместе с ними он работал на пленэре, подтверждением чему служит его картина «Клод Моне пишет картину на опушке леса» (1888).

В его живописи, особенно в портретах, которых за свою относительно долгую жизнь он создал сотни, чувствуется влияние Веласкеса, Рафаэля, Энгра и Эль Греко — наиболее почитаемых им художников. В то же время его вдохновляли методы импрессионистов, он нередко пользовался ими, особенно когда работал при естественном освещении.

Одно из ярких проявлений влияния импрессионизма на творчество Сарджента — картина «Гвоздика, лилия, лилия, роза (другое название – «Китайские фонарики»), которую художник писал на протяжении двух лет. Он задумал полотно, когда находился в Англии и путешествовал по Темзе. Заметив во время одной из прогулок китайские фонарики, висевшие на деревьях, и детей, играющих под ними среди цветущих кустов, Сарджент решил изобразить на полотне мерцающий в вечернем сумраке мягкий свет, меняющий цвета всего окружающего.

Гвоздика, лилия, лилия, роза (Джон Сингер Сарджент), фрагмент с цветами
Фрагмент с цветами

Название картине дала строка песни «Венок», популярной в 1880-е годы. В припеве песни задается вопрос: «Не проходила ли моя Флора этой дорогой?», в ответ на который говорится «Гвоздика, лилия, лилия, роза».

Для картины позировали дочери иллюстратора Фредерика Барнарда одиннадцатилетняя Долли и семилетняя Полли. Художник разместил их среди цветущих лилий и роз и дал им в руки зажженные китайские фонарики. Поскольку нужное ему вечернее освещение длилось всего несколько минут в сутки, работа затянулась. Он писал картину с сентября до начала ноября, но так и не успел закончить. Поэтому девочки, уже немного подросшие, снова позировали Сардженту через год.

Джон Сарджент заставлял своих моделей выглядеть просто-таки очаровательными… Но все они имеют характер, и у каждого разный».
Энди Уорхолл, художник

Художнику было важно передать то, что он видел своими глазами: естественный свет с его уникальным сиреневым оттенком, какой бывает только в сумерках, лилии и розы в момент цветения, лица и позы детей, сосредоточившихся на игре. Пейзаж, оживленный фигурами девочек в белых платьях, получился почти сказочным: все цвета смягчены и приглушены, на всем лежат отблески закатного солнца, почти осязаемая воздушная среда окутывает все предметы.

Гвоздика, лилия, лилия, роза (Джон Сингер Сарджент), фрагмент с девочками

Я пытаюсь написать очаровательную сценку, которую наблюдал вчера вечером. Две маленькие девочки в сумерках в саду, среди цветов, освещенных зажженными бумажными фонариками.
Джон Сингер Сарджент

Лица детей выглядят немного размытыми в надвигающихся сумерках, но все же они ясно различимы. Художник написал их в технике импасто, накладывая густой слой краски, более светлый там, куда падает свет от фонариков. Манера Сарджента в этой картине отличается от его обычного гладкого стиля письма. Здесь он работает мазками, как это делали импрессионисты.

«Он отходил от мольберта, внимательно всматривался в освещенный китайскими фонариками вечерний сад, а затем, подметив что-то важное для себя, немедленно бросался к холсту, чтобы нанести на него несколько мазков краски», — так описывал работу Сарджента поэт Эдмунд Госсе.