Холст, масло
Размер: 65,4 x 90,2 см
Где хранится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
В 1839 г. Домье начал изображать группы людей в общественных собраниях и залах ожидания. В течение двух десятилетий он разрабатывал эту тему в литографиях, акварелях и картинах. В них художник запечатлел те колоссальные изменения, которые вследствие индустриализации претерпели в середине XIX в. французские города и их жители.
На протяжении всей жизни Домье оставался судьей общественных нравов и, подобно Рембрандту, сумел придать изображениям современной жизни глубокий смысл, раскрыва-ющий внутренний мир человека.
Большая часть картин Домье относится к периоду 1860-1863 гг., когда он перестал делать литографии для сатирической газеты «Шаривари» и целиком посвятил себя живописи.
Считается, что «Вагон третьего класса» написан между 1863 и 1865 г. Подобно большинству картин Домье, эта композиция существует в нескольких вариантах, по которым можно судить о ее изменениях. В Художественной галерее Уолтерс в Балтиморе хранится акварель, являющаяся, по-видимому, самым ранним вариантом композиции.
В картине из Музея Метрополитен под тонкими лессировками просматривается сетка из квадратов, нанесенная карандашом, следовательно, картина – это увеличенное изображение какого-то ныне утраченного наброска меньшего формата.
Очень близкий вариант чуть большего размера хранится в Национальной галерее Канады в Оттаве; судя по завершенности, его можно считать окончательным решением композиции. Есть, кроме того, две кальки с нью-йоркской картины: одна из них-в зеркальном изображении – использовалась, вероятно, при разметке картины из музея Оттавы.