Холст, масло
Размер: 98,4 × 134,3 см
Где хранится оригинал: Художественный институт Чикаго
В то время как Мане и Дега искали «современную тему» в кафе, публичных домах и на бульварах, престарелый Камиль Коро писал идиллические пейзажи сельской Франции и классической Италии. Он дружил с самыми передовыми художниками и был истинным парижанином, но хотел создать искусство, которое служило бы укрытием от тревог и волнений. Хотя это искусство существует как бы вне времени, оно явилось такой же реакцией на жизнь города, как живопись городских реалистов, современников Коро. Если Мане, Дега и их друзья, художники и писатели-реалисты Второй империи, шли в оперу, чтобы запечатлеть ухаживание «светских львов» за балеринами, то Коро увлекался самим спектаклем и, приходя в театр, делал зарисовки сцен из романтических и пасторальных опер и балетов, чтобы потом использовать их в своих полотнах.
К природе Коро никогда не испытывал пренебрежения. Каждый год, лишь только сходил снег, он покидал парижскую квартиру и ехал рисовать и писать в деревню, чтобы здесь, в тиши и одиночестве, «освежить» восприятие, притупленное чрезмерной работой и городом. С наступлением холодов художник возвращался в Париж, чтобы успеть написать серию картин для весеннего аукциона и выставки.
Художественному институту повезло с приобретением великолепного образца живописи Коро – картины «Воспоминание об озере Неми», представленной художником на Салоне 1865 г., где экспонировалось также «Поругание Христа» Мане.
Тогда как Мане прямо обнажает религиозные и моральные устои французского общества, Коро лишь намекает на них, воспользовавшись фоном розоватого североитальянского пейзажа и озера с теплой водой. Деревья на его картине пережили века, городок не менялся на протяжении столетий, скалы выветрились и поросли мхом.
Единственная в картине фигура – нагой юноша, осторожно выходящий из воды. Замерли камыши, даже легкий ветерок не обдувает влажное тело купальщика.