Прерванное чтение (Камиль Коро)

Прерванное чтение (1870)
Холст, масло
Размер: 92.5 × 65.1 см
Где хранится оригинал: Художественный институт Чикаго

«Прерванное чтение» — одна из лучших фигурных композиций позднего периода творчества Коро. Она позволяет с уверенностью причислить Коро к наиболее выдающимся живописцам эпохи. Однако, в отличие от большинства художников середины XIX в., он практически не выставлял на Салонах картины, изображающие людей, предпочитая придерживаться основного направления своего творчества – пейзажей Франции и Италии.

Единственным исключением была выставка 1869 г., состоявшаяся за шесть лет до смерти художника, на которую он представил картину «За чтением». Литография с нее показывает, что это произведение не было похоже на «Прерванное чтение».

Чтение (Камиль Коро)

За чтением (1869 – 1870)
Холст, масло
Размер: 54.3 x 37.5 см
Где хранится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Картина, хранящаяся в Художественном институте Чикаго, находилась в собрании скульптора Ларошнуара, который прислал ее на крупнеишую ретроспективную выставку произведении Коро, открывшуюся в парижской Школе изящных искусств в 1875 г., сразу после смерти художника. Затем картина перешла в коллекцию писателя и драматурга Александра Дюма, а впоследствии досталась его сыну, также знаменитому писателю. На распродаже коллекции картину приобрел наиболее известный в XIX в. французский торговец картинами Дюран-Рюэль, который в 1899 г. продал ее супругам Поттер из Чикаго.

На картине изображена натурщица, позировавшая в мастерской Коро. На ней платье, которое принято называть «итальянским», хотя оно лишь сродни итальянским национальным костюмам XIX в. Проведя несколько лет в Италии и будучи любителем всего итальянского, художник часто одевал своих моделей в костюмы в итальянском стиле. Вполне возможно, что это театральный костюм. Несмотря на молодость и обилие драгоценностей, женщина выглядит глубоко опечаленной, ушедшей в себя.

Одновременно муза и сивилла, она так погружена в свои мысли, что как будто не замечает внимательного взгляда зрителя.

Красочное построение картины отличается необычайной непосредственностью, этим, вероятно, и обьясняется то, что Коро решил не выставлять ее в Салоне. Юбка написана крупными и как будто даже неловкими мазками, а правая рука — сплавленными мелкими.

Фактура «Прерванного чтения» так же смела, как в работах Мане или Курбе того же периода. Лишь по содержанию картина остается традиционной. Современная манера ее исполнения привлекла внимание одного из виднейших американских специалистов в области нового искусства, Альфреда Барра, который отобрал «Прерванное чтение» для выставки произведений Камиля Коро и Оноре Домье в нью-йоркском Музее современного искусства в 1930 г., всего через год после открытия этого замечательного заведения.