Всего Ван Гог написал три портрета Танги: первый — в мрачных тонах.
Второй — в японском стиле.
Портрет Папаши Танги, 1887
Холст, масло
Размер: 92 х 75
Где хранится оригинал: Музей Родена, Париж.
Третий портрет, считающийся самым удачным, — в своей новой манере. На нем торговец изображен на фоне японских гравюр, которыми плотно увешана стена. Кусочек этой яркой стены, раскрашенной смелыми синими и желтыми полосами, можно увидеть в левом нижнем углу картины. Известно, что этот вариант был написан всего за полчаса.
Портрет Папаши Танги, 1887
Холст, масло
Где хранится оригинал: частная коллекция (актер Эдвард Г. Робинсон)
Что повлияло на стиль художника
В 1886 году Ван Гог уехал из Антверпена, где посещал класс живописи при Академии художеств, в Париж к своему брату Тео, который занимался продажей картин и других произведений искусства. Парижский период художника оказался очень продуктивным. Он познакомился с импрессионистами Писсарро, Дега, Тулуз-Лотреком, Гогеном и понял, что не одинок в своих творческих исканиях. «Теперь так же необходимо пройти через импрессионизм, — говорил он, — как раньше было необходимо проучиться в парижской мастерской».
Благодаря влиянию импрессионизма изменилась цветовая палитра художника: из нее ушли темные мрачные тона, появились светлые, чистые и яркие. Живописная техника Ван Гога также претерпела некоторые изменения: он стал писать динамичными текучими мазками. Настроение его полотен становилось более позитивным и умиротворенным.
Перемены в живописной манере художника происходили не только из-за воздействия импрессионистов. В Париже Ван Гог интересовался также неоимпрессионизмом с его техникой точечного мазка, и символизмом с его загадочностью и плоскостным восточным искусством, в частности японскими гравюрами, вошедшими в то время в моду во Франции.
«Портрет Папаши Танги», созданный в 1887 году, отражает творческие находки Ван Гога. Здесь заметно влияние мастеров японской графики: картина написана прямыми, резкими мазками. В дальнейшем художник будет совершенствовать эту новую для него технику.
Кто такой Папаша Танги
Жюльен-Франсуа Танги, «Папаша Танги», как его называли художники, был владельцем небольшой лавки, где торговал красками, холстами и другими принадлежностями для рисования. Человек добрый, отзывчивый и ценящий современную живопись, он часто снабжал импрессионистов красками в долг или продавал их за картины. Он собрал прекрасную коллекцию полотен импрессионистов и художников других направлений, которая не была оценена современниками при его жизни. Жюльен Танги первым принял картины Ван Гога на продажу и выставил их в своей витрине, но они так и не были куплены.
Бледная, желтоватая кожа Папаши Танги, сам тон которой навевает ассоциации с Японией, оттенена ярко-красным цветом губ и глубоким синим цветом глаз. Натруженные, с выступающими венами, руки мужчины контрастируют с его темно-синим пиджаком. Яркие цвета гравюр: желтый, розовый, синий, зеленый — сбалансированны и гармоничны. К примеру, ярко-розовая сакура в цвету, изображенная на верхнем рисунке справа, уравновешивается голубизной неба и сочной зеленью пейзажа.
После смерти Жюльена-Франсуа Танги его дочь продала портрет скульптору Огюсту Родену. Сейчас картина находится в музее его имени.