Холст, масло.
Размер: 82 x 114.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Винсент Ван Гог, сын священника, никогда до этого не обучавшийся рисованию, начал интересоваться живописью и делать первые наброски довольно поздно, когда ему было больше двадцати лет. В тот период он восхищался работами Жана-Франсуа Милле, основателя Барбизонской школы, изображавшего на своих полотнах простых крестьян за их повседневными делами.
Ван Гог начал писать в голландской провинции Дренте, куда он уехал после неудавшихся попыток поработать в художественно-торговой фирме и заняться миссионерской деятельностью. Ранние работы художника близки к реалистической манере.
Период середины 1880-х годов в творчестве Ван Гога называют «нюэненским» — от названия селения Нюэнен, где жил художник. Он обитал в хижине, переоборудованной под мастерскую, и почти все время проводил на природе, пробуя писать пейзажи и изображать местных крестьян.
Холст, масло.
Размер: 42.7 x 33.5
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Крестьянки в те времена действительно носили белые головные уборы. Они заинтриговали Ван Гога контрастом с их лицами, которые частично оставались в тени.
Головы этих женщин в белых чепцах – это непросто, но зато так бесконечно прекрасно.
Винсент Ван Гог
Этюды были подготовкой к написанию большого полотна; на нем по замыслу автора должны были быть нарисованы фигуры, сочетающиеся композицией, которая бы подходила для того, чтобы быть выставленной в Париже у Тео.
Холст, масло.
Размер: 21.3 x 34.6
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Чтобы попрактиковаться в изображении крестьянских типов, Ван Гог поставил перед собой цель нарисовать не менее 50 различных вариантов.
Первой картиной, написанной в нюэненский период, стало полотно «Едоки картофеля». Позже были созданы «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885).
Все работы написаны в очень темной цветовой гамме, они отличаются мрачным настроением и гнетущей атмосферой. Но в них уже проявился оригинальный стиль художника: человеческие фигуры на его полотнах лишены плавности черт и движений, они уподоблены самой природе и представлены как ее часть. В то же время природные объекты он воспринимал и изображал через аналогию с человеком. «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру», — это творческое кредо Ван Гога родилось в Нюэнене.
Сам Ван Гог на тот момент считает себя «крестьянским художником», а спустя сотню лет на «Едоков» навесят ярлыки «натурализм», «реализм» и «экспрессионизм».
В «Едоках», как и в других полотнах этого периода, художник в первую очередь старался воспроизвести суровые условия быта крестьян. На картине мы видим уставших, угнетенных и измученных людей с темными, грубо вылепленными лицами и заскорузлыми натруженными руками.
Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю.
Винсент Ван Гог
Они сидят почти в полной темноте, занятые своим нехитрым ужином, состоящим из одного картофеля. Эффекта затемненности Ван Гог добился техникой жестких мазков и применением охры. Цвета на картине однообразны — это несколько оттенков коричневого и серо-зеленого, а также немного бронзы. Линии, при помощи которых художник писал человеческие фигуры, — прямые, угловатые, крупные. Лица крестьян с гипертрофированными чертами подчеркнуты резким контуром.
Творчество должно быть настолько изощренным, чтобы казаться наивным, — от него не должно разить талантом.
Винсент Ван Гог
Ван Гог хорошо знал семью де Гроот, с которой писал картину, приходя к ним в хижину во время ужина. Семья состояла из пяти человек: родителей, сына и двух дочерей. Обстановка в их доме также была ему знакома, и он перенес ее на полотно: закопченная от дыма стена, грубые балки на потолке, подвешенная к ним лампа, домотканая скатерть, вся в бурых пятнах.
Он писал композицию в тоне картофеля — доброго старого нечищеного картофеля.
Ирвинг Стоун, американский писатель
Композиция предельно проста: все сидят за столом, одна из дочерей смотрит на отца, видимо, обращаясь к нему с каким-то вопросом, мать наливает кофе, сын пьет из чашки. Их лица спокойны, на них лежит печать смирения перед сложившимся порядком вещей, повторяющимся изо дня в день, из года в год.
Эта работа, действительно, вызвала много критики, хотя Тео и писал из Парижа, что некоторые художники посчитали ее «многообещающей». В то время невозможно было даже и помыслить, что «Едоки картофеля» сможет когда-нибудь стать одной из самых знаменитых картин Винсента Ван Гога. Да и сам художник называл это произведение наиболее значимым из всех написанных им в период до переезда в Париж. Так, в письме сестре Виллемине в 1887 году он просил «считать его наилучшим из когда-либо созданного». В 1890 году художник вернулся к этой же тематике в нескольких рисунках.