Звёздная ночь, 1889.
Холст, масло.
Размер: 73,7 × 92,1 см.
Где хранится оригинал: Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.

«Звездная ночь» считается magnum opus (лат. величайшим произведением) в творчестве Винсента Ван Гога. На картине изображен вид из окна спальни на втором этаже в больнице для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс.

Ночной мотив художник написал в течение дня по памяти. Персонал больницы не разрешал Ван Гогу рисовать в своей спальне, поэтому он делал наброски тушью или углем на бумаге для будущих работ. Объединяющим все эти зарисовки элементом была диагональная линия альпийских предгорий, поднимающаяся слева направо.

В мае 1989 года Ван Гог отправил своему брату Тео письмо:

Сквозь окно с железной решеткой я могу разглядеть квадрат огороженного поля пшеницы, над которым утром восходит солнце во всей красе.

Спальня в психушке
Та самая спальня в больнице для душевнобольных

Так как «психушка», обслуживающая в основном богатую аудиторию, была заполнена наполовину, администрация позволила на первом этаже оборудовать студию.

18 июня Тео получил следующее письмо художника, в котором он сообщал, что работа над звездным небом закончена.

Что изображено на холсте

До знаменитой «Звездной ночи» Ван Гог уже не раз изображал ночное небо на своих полотнах, где пытался передать эффекты звездного и электрического света. Одно из них — «Звездная ночь над Роной» — создано в 1888 году. На нем мы видим небо с яркими звездами и свет фонарей, отражающимися в реке.

Фрагмент картины Звёздная ночь над Роной (Винсент Ван Гог)
Перейти к статье «Звездная ночь над Роной»

Теперь художник поставил себе другую задачу: не передать световые эффекты, увиденные им на самом деле, а воссоздать удивительный пейзаж, родившийся в его воображении. Это полотно стало отражением особого восприятия Ван Гогом реального мира, который, проходя через призму его сознания, становился фантастическим и неповторимым.

В пейзаже, изображенном Ван Гогом, соединяются отличительные признаки и юга, и севера Франции, поэтому его называют обобщенным образом человеческого селения.

Все изображенное на картине: месяц, звезды, кипарисы, горы и город вдалеке — наполнены динамикой и кажутся движущимся, вращающимся, как планеты и звезды на просторах Вселенной. Складывается впечатление, что полотно создано спонтанно, в порыве вдохновения, но на самом деле его композиция тщательно продумана и приведена к гармонии.

Центральное место занимает темное небо, украшенное невероятно яркими и большими звездами, которые окружены желтым сиянием. Полумесяц, расположенный в верхнем правом углу, на первый взгляд кажется солнцем — настолько ярок его свет.

Композицию уравновешивают мощные темные кипарисы, словно взмывающие к небу, но удерживаемые на земле своей тяжестью. Они придают виду некоторую стабильность и задают ритм вращению, преобладающему на полотне. Небо покрыто спиральными завитками, среди которых выделяется центральный, самый крупный и значительный. Картина облает необычайной глубиной, достигнутой использованием мазков самых разных размеров, форм и направлений.

Церковный шпиль словно тянется вверх, в стихию, одновременно являясь антенной и громоотводом, как некая провинциальная Эйфелева башня (очарование которой не покидало ноктюрны Ван Гога). Вместе с небосводом эти элементы пейзажа поют хвалу Творению.

Ван Гог снова обращался к своей давно утраченной стилистике Эжена Делакруа (который в ранний период использовал синие и жёлтые цвета в изображении Христа) и принципу контраста.

Интерпретации

Интерпретаций «Звездной ночи» множество. Некоторые утверждают, что это абсолютно реалистичное изображение положения звезд в июне 1889 года. Это, само собой разумеется, вполне возможно. Но извилистые, спиралевидные линии не имеют ничего общего ни с северным сиянием, ни с Млечным путем, ни с какой-либо спиральной туманностью.

Другие говорят, что Ван Гог выражал личную Гефсиманию, ссылаясь на обсуждение Христа на Елеонской горе, которое он вел в переписке с Гогеном и Бернаром.

Гефсимания – местность у подножия западного склона Елеонской горы в Кедронской долине, куда Иисус Христос часто ходил с учениками молиться. Это место было известно, что и позволило Иуде найти Иисуса.

Возможно, что в картине выражены предчувствия грядущих страданий. Но библейская аллегория присутствует во всем творчестве Ван Гога, и ему не нужен был особый мотив, и уж тем более звездное небо со всеми его ассоциациями с Арлем и утопическими видениями.

Скорее, Ван Гог пытался подвести итог и в его резюме сопоставлены природные, научные, философские и личные элементы. Кипарисы, оливковые деревья и горы послужили для Ван Гога катализатором. Он был заинтересован в материальной реальности своих мотивов в той же степени, что и в их символических измерениях.

«Звездная ночь» поднялась на вершину художественных достижений. Хотя Ван Гог продал только одну картину за всю свою жизнь, как пишут историки (на самом деле 14), «Звездная ночь» является иконой современного искусства, Моной Лизой для нашего времени. В то время как Леонардо да Винчи создал идеал спокойствия и самообладания эпохи Возрождения, Ван Гог определил, каким мы видим наш собственный век — пронизанный одиночеством и неуверенностью.

11 секретов картины Винсента Ван Гога «Звёздная ночь»

1) Винсент Ван Гог написал картину «Звездная ночь» в 1889 году из комнаты в психиатрической лечебнице в Сен-Реми, где он восстанавливался после психического заболевания и потери мочки уха.

2) Ван Гог 21 раз рисовал вид из своего окна в больнице, выходящего на восток. Хотя в этой серии изображено разное время дня и ночи и разные погодные условия, все работы включают линию холмов вдали. Ни на одной из них не изображены решетки на окне его комнаты.

3) Художник считал «Звездную ночь», которая однажды войдет в число его самых известных работ, неудачной – так он написал брату Тео.

4) Физик Хосе Луис Арагон сравнил бурную игру света и тьмы в таких работах, как «Звездная ночь», с математическим выражением турбулентности в таких природных явлениях, как водовороты и воздушные потоки. Он обнаружил, что они очень точно совпадают. Две другие картины Ван Гога 1890 года, «Пшеничное поле с воронами» и «Дорога с кипарисом и звездой», также имеют эту математическую параллель. Арагон предполагает, что поскольку художник создавал эти конкретные произведения искусства в периоды сильного душевного волнения.

5) Аналитики подчеркивают символизм стилизованного кипариса на переднем плане, связывая его со смертью и возможным самоубийством Ван Гога. Однако кипарис также олицетворяет бессмертие. На картине дерево тянется к небу, выступая связью между землей и небесами. Возможно, художник сделал более обнадеживающее заявление, чем многие ему приписывают. Эта позитивная интерпретация символики кипариса напоминает о письме к брату, в котором художник уподоблял смерть поезду к звездам.

6) В своей книге «Космографика», вышедшей в 2015 году, Майкл Бенсон утверждает, что вдохновением для создания характерных вихрей на небе картины послужил набросок 1845 года астронома Уильяма Парсонса, изображающий спиральную галактику Водоворот М51 в созвездии Гончие Псы.

набросок 1845 года астронома Уильяма Парсонса

7) Исследования подтвердили, что главная утренняя звезда на картине — это Венера, которая находилась в аналогичном положении в то время, когда Ван Гог работал над «Звездной ночью», и она должна была ярко светить так, как Ван Гог ее и изобразил.

8) Луна на картине не была бы в фазе полумесяца, как это было во время написания Ван Гогом картины. В действительности она была освещена более чем наполовину.

9) Патологоанатом Пол Вольф в 2001 году предположил, что пристрастие художника к желтому цвету в таких картинах, как «Звездная ночь», стало результатом приема слишком большого количества настойки дигиталиса (наперстянки), который в его время применялся для лечения эпилепсии.

Наперстянка, она же дигиталис
Наперстянка, она же дигиталис. Восприятие художником цвета могло измениться из-за приема алкалоидов растения, которые в то время использовали для лечения эпилепсии.

10) Картина находится в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке с 1941 года.

11) Импасто – техника рисования Ван Гога. Говорят, что он наносил краски прямо на холст и просто смешивал их своими пальцами. Она сложна для копирования, поскольку приходится имитировать не только цвет, но и фактурность полотна. Одним из примеров техники импасто является картина «Звездная ночь».

12) Есть две версии, как художник рисовал ночью. Первая утверждает, что Винсент делал наброски чернилами и углем на бумаге, а днем переносил изображение на холст. Вторая гласит, что Ван Гог рисовал со свечами на ободке своей соломенной шляпы.

photo © Asia Datnova. Ван Гог рисует ночью, папье маше, 2006

13) При жизни Винсент продал лишь несколько работ. Когда Винсент скончался, все оставшиеся работы унаследовал его брат Тео. А когда Тео вскоре умер, все они перешли в руки жены Тео Йоханне (Йо) и их единственного сына.

Йо Ван Гон
Йоханна ван Гог (в центре) в своей гостиной в окружении картин Ван Гога. Слева на фото – ее сын Винсент, справа – ее второй муж голландский художник Йохан Коэн Гошальк. Фото: Бернард Эйлерс, 1910-1911.

Чтобы добиться признания Винсента в мире искусства, Йо стратегически продавала работы влиятельным коллекционерам или известным музеям.

Однажды Йо продала «Звездную ночь» коллекционеру в Роттердаме. Затем в 1941 году ее приобрел музей MoMA. Это был первый Ван Гог, попавший в коллекцию нью-йоркского музея.