Ирисы, Ван Гог, 1889, фрагмент
Фрагмент картины

Ван Гог написал четыре картины с ирисами. В этой статье рассмотрим все.

Вид на Арль с ирисами, 1888

Ван Гог, Вид на Арль с ирисами

Вид на Арль с ирисами, 1888
Холст, масло
Размер: 54 x 65
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Это первые ирисы Ван Гога. Уехав из Парижа, художник был очарован красками пейзажа в окрестностях Арля. До этого Винсент был увлечен японской живописью. Японские художники использовали в своих композициях крупные цветовые области с резкой диагональю. Японцы также увеличивали детали на переднем плане. Ван Гог не остался в стороне и перенял эти элементы в своих будущих шедеврах.

Это было похоже на «японскую мечту».
Винсент Ван Гог в письмах брату Тео

Ирисы в поле, 1889

Это одна из немногих картин Ван Гога, которая выставлялась на показ при жизни художника.
Тео послал ее в «Салон независимых» в сентябре 1889 года.

Ирисы, 1889
Холст, масло
Размер: 71 × 93
Где хранится оригинал: Музей Гетти (Лос-Анджелес, США)

После ссоры с Гогеном художник попадает в психушку на фоне обострения. «Ирисы» 1889 года относится к числу первых картин, написанных Ван Гогом в специализированном поселении Святого Павла близ Сан-Реми, где он лечился от нервного расстройства. В этот период цветовая гамма на его полотнах — чрезвычайно яркая, утрированная, линии — резкие, изломанные или закрученные, все исполнено непрекращающегося движения. В Арле, куда художник приехал работать, ему не удалось обрести долгожданный покой. Пребывание на юге Франции закончилось для него приступом безумия и лечением в клинике.

В «Ирисах» практически не чувствуется поглотившее Ван Гога нервное и эмоциональное напряжение, которое он выплескивал на холст в надежде избавиться от него, как это было в следующих работах того периода. Стиль живописца немного изменился лишь к концу пребывания в Сан-Реми, во время короткого периода спокойствия и умиротворения, наступившего незадолго до трагической гибели художника. «Ирисы» сам художник назвал «громоотводом для моей болезни». Работая над этой картиной, он на время отводил от себя терзавшую его разум болезнь.

Мы все нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный.
Винсент Ван Гог

Ван Гог увидел ирисы по пути в лечебницу и захотел изобразить их на полотне, передав всю роскошь их цветения и сочность цвета. Основной мотив картины — избыточность природного великолепия, спелость, яркость и невыразимая красота.

Ирисы в приюте Сен-Реми
Так это примерно выглядело вживую. Правда, сейчас на месте ирисов растет лаванда.

Цветы причудливой формы, превосходно переданной художником, написаны глубоким синим цветом, который контрастирует с зеленью стеблей, краснотой почвы, желтыми и оранжевыми пятнами растений на заднем плане. Это сочетание — синего и желтого — было одним из основополагающих в творчестве Ван Гога.

Нет синего без желтого или оранжевого. Значит, если вы пишете синее, давайте рядом и желтое, и оранжевое.
Винсент Ван Гог

Листья ирисов — высокие, зеленые, заостренной формы — перемежаются с синими цветами и отделяют их друг от друга. Теплый красноватый цвет почвы утяжеляет устремленные вверх цветы и листья, в то время как легкая желтизна луга, расположенного на заднем плане, словно тянет их вверх. Контрастным пятном выглядит белый ирис, размещенный в левой части картины, его уравновешивает бледно-голубой цветок у ее правого края.

Здесь опять прослеживается влияние японской живописи, так полюбившейся художнику. Это можно заметить в тщательной прорисовке контуров цветов, в выбранном ракурсе, довольно необычном, в сочетании участков с детальным изображением объектов и участков, заполненных однородным цветом, который не соответствует реальности.

Своей задачей на протяжении всего творческого пути Ван Гог видел погружение в природу, осознание себя ее частью и передачу этого ощущения на холсте. Он писал то, что видел, но его видение, его восприятие реальности было уникальным, резко отличающимся от восприятия других людей. Это и сделало его живопись одним из самых ярких явлений в искусстве.

Ирисы на желтом, 1890

Ван Гог, Ирисы, 1890

Ирисы, 1890
Другое название: Ваза с ирисами на желтом фоне
Холст, масло
Размер: 92.7 x 73.9
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам

Следующий этюд Винсент написал через год. Для него эта картина была главным образом исследованием цвета. Разместив фиолетовые цветы на желтом фоне, Ван Гог выделил декоративные формы «в японском ключе».

Тут стоит заметить, что ирисы изначально были фиолетовыми. Но поскольку красный пигмент выцвел за полуторовековую историю полотна, цветы стали синими.

Ван Гог, эскиз ирисов
Предварительная зарисовка

В следующем натюрморте Винсент противопоставил фиолетовый и розовый цвет зеленому.

Ирисы на розовом, 1890

Ирисы, 1890
Холст, масло
Размер: 73.7 x 92.1
Где хранится оригинал: Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В том же году был написан еще один натюрморт. Ван Гог стремился добиться «гармоничного и мягкого» эффекта, поместив фиолетовые цветы на розовый фон. Увы, время опять «поглотило» красный пигмент, превратив его в светло-бежевый. Замысел художника на игре контрастов мы можем только дорисовать в своем уме.

Интересные факты

  1. Натюрморт (1889) стал рекордсменом среди самых дорогих произведений искусства 1987 года, когда она была продана за 53,9 миллиона долларов США, что в условиях современной экономики составило бы около 100 миллионов долларов.
  2. Картина входила в число почти 130 работ, которые Ван Гог завершил во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сен-Реми за год до своей смерти.
  3. Каждый лепесток ириса на картине «Ирисы» уникален, отличается по оттенку, форме и размеру.
  4. Картину (1889) покупали и продавали десятки раз, последний раз она была приобретена в 1990 году Музеем Дж. Пола Гетти в Малибу, Калифорния, где и находится по сей день.
  5. Музей отказался сообщить цену, которую он заплатил за шедевр Ван Гога, сославшись на обычную политику неразглашения.