В 1888 году Ван Гог решает отправиться на поиски красочного ландшафта. Он меняет Париж на деревушку Арль в Провансе.
Его здоровье серьезно пошатнулось, и он надеялся, что на юге сможет снова прийти в себя от городской жизни. И ожидания, действительно, не подвели Ван Гога. Винсент приехал в Арль весной, и хотя снег еще не стаял, миндальные деревья уже стояли в цвету.
Вскоре по приезде он, как одержимый, принялся за работу – начал рисовать сады полные цветущих деревьев. Все эти полотна, вывешенные в непосредственной близости друг к другу, должны были стать «декораци-ями» к весеннему времени года.
Колония художников
У Ван Гога постепенно созревал план организовать в Арле колонию художников – «ателье на юге». Там художники-авангардисты вроде него самого, Эмиля Бернара и Поля Гогена могли бы создать свою общину. А Тео мог бы в качестве продавца художественных произведений представлять интересы этого «братства» в Париже.
Желтый дом, 1888
В начале мая 1888 года Винсент Ван Гог снял четыре комнаты на площади Плас Ламартин в доме, который позднее станет известен, как «желтый дом». В его замысел входило пригласить коллег-художников в «ателье на юге». Сначала – только Поля Гогена, творчеством которого Ван Гог поистине восхищался, и которого он видел во главе воображаемой коммуны художников.
Желтый дом, 1888
Холст, масло
Размер: 72 x 91.5
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Зеленые ставни на этой картине, изображающей площадь, показывают, где жил художник.
Это потрясающе, эти желтые дома в солнечном свете, а затем ни с чем не сравнимая свежесть синего.
Ван Гог в письмах брату Тео
Спальня в Арле, 1888
Находясь в Арле, Ван Гог нарисовал эту картину, изображающую его спальню в Желтом доме. Он сам обставил комнату простой мебелью и украсил стены собственными работами. Яркие цвета должны были выражать абсолютный ‘покой’ или ‘сон’.
Спальня в Арле, 1888
Холст, масло
Размер: 72.4 x 91.3
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Исследования показывают, что сильно контрастирующие цвета, которые мы видим в работах сегодня, являются результатом обесцвечивания с годами. Стены и двери, например, изначально были фиолетовыми, а не синими.
Винсент рассказал Тео в письме, что намеренно “сплющил” перспективу интерьера и оставил тени, чтобы картина напоминала японскую гравюру. Ван Гог был очень доволен картиной:
Когда я снова увидел свои холсты после болезни, самым лучшим мне показалась спальня.
Ван Гог
Ван Гог и Гоген
Когда Гоген все же позволил убедить себя приехать работать в Арль, между ним и Ван Гогом завязался художественный диалог. Городок, окружавшая его природа и местные жители давали достаточно поводов для вдохновения, в результате чего возникали потрясающие пейзажи и портреты.
В самом начале в результате сотворчества художников, возникали попытки экспериментировать с новыми техническими приемами письма, но уже некоторое время спустя экспериментальные опыты мастеров стали жертвами их же непостоянных темпераментов. Взаимное раздражение и недовольство росло и вскоре разразилось громкой ссорой, случившейся незадолго до Рождества 1888 года. Именно тогда проявились первые признаки заболевания, которым страдал Ван Гог. Во время припадка и в результате временно наступившего полного помешательства Ван Гог отрезал себе кусочек левого уха. Двумя днями позже Гоген окончательно уехал из Арля, а Ван Гога положили в больницу.
Его возвышенные ожидания, связанные с созданием «ателье на юге», не оправдались.