Содержание
Проникновение Японии в Старый свет
В Антверпене Ван Гог повесил на стенку несколько японских цветных гравюр.
Ну, ты знаешь, такие женские фигурки в садиках, на берегу, всадники, цветы, корявые колючие веточки.
Ван Гог в письмах брату Тео
Ясность и точность изображения, яркие цвета и забавные детали очень привлекали его. Ван Гог был не единственным, кому нравились и кто ценил дерзкие в композиционном смысле цветные гравюры японских мастеров и характер их исполнения. Настоящий прорыв для восточного искусства произошел, когда Япония показала свои практически неизвестные товары на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году и в Париже в 1867 году. Японские предметы искусства и быта, такие как кимоно, веера, зонтики, лаковые изделия и ширмы, стали предметом повального увлечения европейской публики.
После того, как в 1870 году Япония стала открыта для окружающего мира, многие художники получили возможность познакомиться с цветной японской гравюрои на дереве, которая ввозилось в Европу в большом количестве. Однако поначалу Винсент не обращал особого внимания на этот японизм.
Очень немногие художники в Нидерландах изучали японское искусство. В Париже, напротив, оно было в тренде. Именно там Винсент обнаружил влияние восточного искусства на Запад и решил модернизировать свое собственное творчество.
Винсент переехал в парижскую квартиру своего брата в начале 1886 года. Вместе они собрали внушительную коллекцию японских гравюр. Вскоре Винсент стал относиться к ним не только как к приятному любопытству. Он рассматривал гравюры как образец искусства и считал их равными великим шедеврам западной истории искусства. Возможно, к этому его подтолкнули друзья-художники, такие как французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, который был заядлым коллекционером японской живописи.
Неизвестно, насколько велика была коллекция Винсента в то время. В своих письмах он упоминает о «сотнях» гравюр.
Обновлено: в аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» (2024) есть пасхалка в честь увлечения Ван Гогом японским искусством на ранних этапах творчества – картина «Сеятель», которую Винсент написал в 1882 году по мотивам Жана-Франсуа Милле.
Портрет Папаши Танги
Винсент написал этот портрет поставщика красок и торговца произведениями искусства Жюльена Танги (он же – Папаша Танги, Père Tanguy) на фоне японских гравюр. Вероятно, они принадлежали к его собственной коллекции. Большинство ксилографий на картине можно легко идентифицировать. После смерти торговца картину купил скульптор Огюст Роден. В настоящее время произведение находится в парижском музее Родена.
В моей студии вполне сносно, главным образом потому, что я повесила на стены набор японских гравюр, которые меня очень отвлекают. Знаете, эти маленькие женские фигурки в садах или на берегу, всадники, цветы, колючие ветви терновника.
Ван Гог в письмах брату Тео
Цветущий сливовый сад
Справа – Винсент Ван Гог
Цветущий сливовый сад, 1887.
Холст, масло
Размер: 55.6 x 46.8
Где хранятся оригиналы: Музей Ван Гога, Амстердам
Ван Гог был большим поклонником японского искусства. Он писал, что оно делает его счастливым и жизнерадостным. Он создал три картины по мотивам японских гравюр из своей собственной коллекции. Это дало ему возможность изучить стиль японских гравёров и использование цвета.
Первая из этих копий основана на картине Утагавы Хиросигэ «Сливовый сад в Камейдо». Ван Гог точно воспроизвел композицию, но сделал цвета гораздо более насыщенными. Он поместил изображение сливового сада в оранжевую рамку, на которой разместил японские иероглифы, позаимствованные из другой гравюры, чтобы сделать свою работу еще более экзотичной. Художник использовал масштабную сетку, чтобы скопировать и увеличить оригинал.
Мост под дождем
Слева – гравюра Утагавы Хиросигэ (1797-1858) «Внезапный вечерний ливень на Большом мосту близ Атакэ», из серии Сто видов знаменитых мест в Эдо, 1857.
Цветная гравюра на японской бумаге.
Размер: 22.6 x 33.8.
Справа – Винсент Ван Гог «Мост под дождем», 1887.
Холст, масло.
Размер: 73.3 x 53.8
Где хранятся оригиналы: Музей Ван Гога, Амстердам.
Ван Гог очень восхищался японскими ксилографиями за их яркие цвета и своеобразные композиции. В основу этой картины с изображением моста под дождем он положил гравюру знаменитого художника Утагавы Хиросигэ. Однако Ван Гог сделал цвета более насыщенными, чем в оригинале. Он написал эту работу на холсте стандартного размера. Он хотел сохранить пропорции оригинальной гравюры и поэтому оставил рамку, которую заполнил японскими иероглифами, скопированными с других гравюр.
Куртизанка
Куртизанка (по Эйзену), 1887
Холст, масло
Размер: 100.7 x 60.7
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
В основу «Куртизанки» легла гравюра на дереве, выполненная японским художником Кесаем Эйзеном. Эта гравюра была воспроизведена на обложке журнала Paris illustré в 1886 году. Винсент использовал яркие цвета и жирные контуры, как будто это гравюра на дереве.
О том, что женщина — куртизанка, можно судить по ее прическе и поясу (оби), который она носит, завязывая кимоно спереди, а не сзади. Ван Гог обрамляет ее прудом, полным водяных лилий, стеблей бамбука, журавлей и лягушек. Эта сцена имеет скрытый смысл: grue (журавль) и grenouille (лягушка) были французскими жаргонными словами, означающими «проститутка».
Бабочки и маки
Бабочки и маки, 1889
Холст, масло
Размер: 35 x 25.5
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Когда Ван Гог создавал эту картину, он начал с цветов и бабочек и только после этого заполнил синим фон. Это видно по тому, что широкие мазки синей краски иногда перекрывают зеленые стебли цветов. Ван Гог даже оставил часть холста незакрашенной, где видна голая ткань.
Используя различные оттенки зеленого, он придал глубину переплетению стеблей, листьев и лепестков. Ван Гог искусно передал дух нежных маков. Некоторые бутоны вот-вот распустятся. Манера исполнения картины максимально приближена к японской.
Отъезд в Арль в поисках Японии
Именитые мастера импрессионизма такие, как, например, Мане и Моне пользовались элементами искусства гравюры в своих работах. Но даже и молодые художники стали открывать для себя источник вдохновения с Востока – в числе этих молодых был и Винсент Ван Гог и его друг Эмиль Бернар.
Решение отправиться на юг Франции было связано еще и с тем, что он надеялся найти там, кроме изобилия света и цвета, «японскую атмосферу» для сюжетов своих картин,
Ощущения, которые заставили меня отправиться в путешествие из Парижа в Арль, все еще очень явно вспоминаются мне. Ну, что я сижу и жду, пока уже станет похоже на Японию! По-детски, а?
Ван Гог в письмах брату Тео
Винсент оставил свою парижскую коллекцию гравюр в Париже брату Тео. За время, проведенное в столице Франции, Винсент получил достаточный уровень насмотренности «японским глазом» и поэтому гравюры ему больше не были нужны.
Он предпочитал композиции с низким горизонтом или вообще без него, как на японских гравюрах. Или же он брал за основу повседневные, казалось бы, незначительные детали природы, такие как цветы и насекомые.
«Японию» он нашел в цветущих садах, залитых солнцем летних пейзажах и колоритных обитателях Прованса.