Мосты через Сену, 1887
Холст, масло
Размер: 49.4 x 65.3
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
В конце 1885 года Ван Гог пишет брату Тео, что хотел бы приехать в Париж. Тео работал в то время в Париже в художественном салоне «Буссо, Валадон и Ко» (бывший «Гупиль», где сам Винсент начинал работу в возрасте 16 лет).
Ван Гогу все сложнее было мириться с мыслью о том, что Тео содержал его материально.
Ему все больше хотелось самостоятельно встать на ноги, и в письме Тео он высказал желание пойти учиться к известному в то время художнику Фернану Кормону, проживавшему на бульваре Клиши. В ответном письме Тео пишет, что не сможет сразу принять Винсента к себе жить, потому что у него крайне мало места. Но Ван Гог окончательно решил продолжать свою карьеру художника и приехал в Париж около 1 марта 1886 года, более не предупредив брата.
Новая жизнь
Он въехал к Тео, в его квартирку в районе Монмартра. Несколько позднее в том же году братья переехали в квартиру большей площади на улице Рю Лепик.
Вид на крыши Парижа, 1886
Вид на крыши Парижа, 1886
Холст, масло
Размер: 53.9 x 72.8
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Импрессионисты любили писать городской пейзаж. Ван Гог также пробовал себя в этом. С высоты Монмартра открывается вид на южный район города: выделяются внушительный Нотр-Дам, характерный купол Пантеона, величественный Лувр. Ван Гог сделал здания довольно большими и детализированными по отношению к остальному ландшафту. Вероятно, он использовал телескоп. На холме до сих пор стоят телескопы, чтобы туристы могли любоваться видами.
Энергичная работа кисти при передаче неба говорит об улучшении техники. Художник добился глубины композиции, сделав крыши и дымовые трубы на переднем плане словно находящимися рядом.
Вид из квартиры Тео, 1887
Вид из квартиры Тео, 1887
Холст, масло
Размер: 45.9 x 38.1
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Ван Гог применил необычный подход к этому виду. На части холста он использовал технику штриховки, которой научился у пуантилистов. Другие части он написал свободно и небрежно. Вероятно, ему казалось, что нанесение мелких точек – слишком жесткий и трудоемкий процесс. Это не соответствовало его спонтанной манере рисования.
Монмартр: ветряные мельницы и огороды, 1887
Монмартр: ветряные мельницы и огороды, 1887
Холст, масло
Размер: 45.2 x 81.4
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
В Париже Ван Гог часто рисовал живописные ветряные мельницы на холме Монмартр. В его время этот район все еще оставался частично сельской местностью с огородами и фермами.
Ван Гог надеялся, что этот сюжет будет хорошо продаваться. Он взял свежие и чистые цвета из современного французского искусства – белый цвет полей и ярко-синий цвет сараев. Чтобы передать солнечный свет, художник использовал сильно разбавленную масляную краску. В результате получился полупрозрачный матовый эффект. Винсент выбрал холст необычной, вытянутой формы. Это создает эффект широкоугольного объектива. Дорожки и сады расходятся веером, устремляя наш взгляд к горизонту.
Знакомство с художниками
В Париже для Ван Гога во многих смыслах открылся новый мир. Он познакомился с работами Жана-Франсуа Милле и Эжена Делакруа, которые до того момента были известны ему лишь по книгам. Он также впервые воочию знакомится с полотнами импрессионистов, таких как Эдуард Мане и Клод Моне.
Натюрморт с айвой, лимонами, грушами и гроздьями винограда, 1887
Натюрморт с айвой, лимонами, грушами и гроздьями винограда, 1887
Холст, масло
Размер: 66.9 x 83.7
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Когда Ван Гог увидел работы современных французских художников в Париже, он понял, что ему придется менять свои темные голландские краски. Этим натюрмортом он показал, что является настоящим художником-колористом, работая почти исключительно с оттенками желтого, а также с небольшим количеством зеленого, синего, красного и розового. Он использовал нитки из шерсти, чтобы попробовать цветовые сочетания, прежде чем приступить к написанию картины.
Ван Гог также расписал раму этой работы. Это единственная оригинальная рама, которая сохранилась до наших дней. Он посвятил картину Тео, который часто призывал его добавлять больше цвета в свои работы.
Агостина Сегатори в кафе, 1887
Винсент имел возможность лично познакомиться с Анри Тулуз-Лотреком, знатоком и завсегдатаем парижских кафе.
Молодая женщина за столом, 1887
Холст, масло
Размер: 56 х 46
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Следуя по его стопам нового знакомого, Ван Гог пишет портрет Агостины Сегатори.
Агостина Сегатори в кафе, 1887
Холст, масло
Размер: 55.5 x 47
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Агостина Сегатори была владелицей кафе «Дю Тамбурин». У нее были непродолжительные отношения с Ван Гогом. На столе стоит бокал пива, а Агостина держит зажженную сигарету. Блюдца под бокалом на столе свидетельствуют о том, что она пьет уже вторую порцию пива. Пить и курить в кафе было неприлично для респектабельных дам. Такой образ жизни ассоциировался с артистическими типами и проститутками.
Ван Гог организовал в кафе выставку, чтобы продать свою коллекцию японских гравюр. Японские гравюры можно увидеть на заднем плане этого портрета. Возможно, он написал Агостину во время выставки.
Деревья и подлесок, 1887
В париже Винсент также встретился с Полем Синьяком и его «точечной методикой» — пуантилизмом — попыткой расчленить, разделить свет на отдельные цветовые составляющие.
Причал «Фелисите», 1886
Холст, масло
Размер: 33.4 x 46.7
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Синьяк написал причал известного парохода для прогулок «Фелисите» по Сене точка за точкой. Он был мастером в этой манере рисования несмешанными, контрастными цветами. Ван Гог восхищался его мастерством и пытался ему подражать. Современные сюжеты Синьяка также импонировали голландцу. Вполне возможно, что Ван Гог увидел эту картину в 1887 году на Салоне независимых художников.
Деревья и подлесок, 1887
Холст, масло
Размер: 46.2 x 55.2
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Эта лесная сцена – хороший пример эксперимента Винсента на почве пуантилизма. Он покрыл весь холст маленькими точками краски. В результате получилась игра света и тени на земле между деревьями. Полоса желтого цвета посередине напоминает солнечный свет. Вместе со стволом дерева справа она придает сцене глубину.
Ван Гог черпал силы в природе:
Иногда это именно те места, где человек больше не чувствует ничего из того, что называется цивилизованным миром… иногда именно эти места нужны ему для достижения спокойствия.
Винсент Ван Гог
Эмиль Бернар и Поль Гоген
С молодым Эмилем Бернаром Ван Гог подружился в 1886 году, а «японский» (или научно говоря, клуазонистский) с темными контурами декоративный стиль Бернара Ван Гог начнет пробовать повторить позже. Благодаря художественному салону, в котором работал Тео, можно было завязать много знакомств среди художников.
Портрет бабушки, 1887
Холст, масло
Размер: 54 x 65
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Эмиль Бернар у своей бабушки, которая владела прачечной. На портрете она в трауре, потому что только что потеряла мужа. Ван Гог, которому нравилась уверенность Эмиля, поменял один из своих автопортретов на эту бабушку с похвалой: «Ты никогда не был так близок к Рембрандту, мой дорогой парень».
А в ноябре 1887 года Ван Гог встретил Поля Гогена, только что вернувшегося из поездки на Мартинику. С Гогеном Ван Гогу придется еще вместе работать спустя год на юге Франции в Арле; это сотрудничество будет кратким, но интенсивным и перевернет все творчество и жизнь Винсента Ван Гога.
От темного к светлому
Париж воодушевил Ван Гога на написание городских пейзажей, натюрмортов и автопортретов.
Ваза с садовыми астрами и гладиолусами, 1886
Летом 1886 года Ван Гог, окрыленный — среди прочих — работами Адольфа Монтичелли, создает много натюрмортов с цветами.
Натюрморт с цветами, 1875
Холст, масло
Размер: 51 x 39
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Ван Гог надеялся, что картины с цветами будут хорошо продаваться, поэтому он написал более чем 35 цветочных натюрмортов. Кроме того, это были упражнения в использовании цвета и свободном стиле живописи.
Ваза с садовыми астрами и гладиолусами, 1886
Холст, масло
Размер: 46.5 x 38.4
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
В этом натюрморте он работал с сильными цветовыми контрастами в дополняющих друг друга цветах, размещая рядом зеленый и красный, или синий и оранжевый. Подобные пары легли в основу теории цвета Эжена Делакруа (1798-1863), художника, которым Ван Гог очень восхищался.
Цветочные этюды явились некими экспериментами в цвете, поиском своей более ярко выраженной цветовой палитры.
Автопортреты
В Париже Ван Гог пишет 27 автопортретов. Хотя он не мог позволить себе нанять модель, желание научиться хорошо писать портреты было в нем велико. В будущем это могло бы дать возможность заработать.
Автопортрет, 1887
Холст, масло
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
На этом полотне Ван Гог рисует себя в манере, для которой характерны короткие мазки и яркие оттенки.
Эту методику он позаимствовал у нео-импрессионистов, таких как Жорж Сёра и Поль Синьяк. Использование подобной техники не было для Ван Гога самоцелью, это было лишь средством «внести больше солнечного света в картину».
Автопортрет как художника, 1887-88
Размер: 65.1 x 50
Холст, масло
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Выросшая вера в себя как в художника послужила важным стимулом к написанию такого крупного по величине автопортрета в образе художника.
Свое собственное изображение ему ничего не стоило. По характеру написания автопортретов можно проследить изменения в стиле художника — от темного он переходит к светлому — этот переход в большей степени происходит в Париже.
Чтобы сэкономить, он иногда писал автопортреты на обратной стороне других картин. Таким образом он избегал расходов не только на модель, но и на дорогой холст.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.
Сохранилась только одна подтвержденная фотография Винсента. На ней он изображен в возрасте 19 лет со слегка суровым выражением лица. Почти все остальное о его внешности мы знаем из многочисленных автопортретов, которые он сам же написал. На нас смотрят зеленые глаза, рыжие волосы и угловатое лицо. Однако каждое из этих лиц отличается от другого.
Говорят – и я готов в это поверить, – что трудно познать себя, но и рисовать себя нелегко.
Винсент Ван Гог
Коллекционирование
Коллекция картин, принадлежащая Тео и Винсенту, постоянно пополнялась. Винсент регулярно обменивался работами с друзьями-художниками, а Тео время от времени прикупал что-то из работ современников. Коллекция, которую вот так мало-помалу собрали братья, сейчас представлена в Музее Ван Гога.