Фрагмент фотографии Ван Гога

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Брабантском местечке Зюндерт в семье кальвинистского пастора Теодора Ван Гога и его супруги Анны, урожденной Карбентус. У родителей на свет появилось еще пятеро детишек; один из сыновей – Тео (1857 – 1891) – сыграл важную роль в жизни Винсента. О молодых годах Винсента известно мало. В семье его считали замкнутым в себе, немного странным мальчиком, и ничто не предвещало, что он сможет развиться в огромное художественное дарование.

Начало

Когда Ван Гогу было 16 лет, он получил должность самого младшего помощника во французском художественном салоне «Гупиль и Ко» в Гааге.

Салон «Гупиль и Ко» в Гааге

Художественный салон «Гупиль и Ко» в Гааге

Так был заложен некий фундамент, с которого начался интерес Винсента к изобразительному искусству. У Ван Гога было развито профессиональное чутье, и в 1873 году его отправили в лондонский филиал фирмы с целью приобретения большего опыта.

Фотография Винсента Ван Гога в 19-летнем возрасте, 1873

Фотография Винсента Ван Гога в 19-летнем возрасте, 1873. Это единственный подтвержденный снимок, который сейчас хранится в художественном Музее Ван Гога в Амстердаме.

Миссионер

В 1875 году в возрасте 22 лет Винсента переводят в центральное отделение «Гупиль и Ко» в Париже.

Благодаря художественному салону Ван Гог мог познакомиться с различными художниками – представителями Барбизонской школы, такими как Шарль-Франсуа Добиньи.

Шарль-Франсуа Добиньи (Charles-François Daubigny)
Октябрь, время создания неизвестно.
Холст, масло.
Размер: 128 x 200.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

На Ван Гога большое впечатление произвело то, что этот французский художник возносит пейзаж до уровня лейтмотива в работе. Среди других художников, чье творчество привлекало Ван Гога, были: Жан-Франсуа Милле (см. ниже), Камиль Коро и Теодор Руссо.

В письмах семье все чаще звучит глубокая религиозная увлеченность. У Ван Гога появилось ярко выраженное желание быть полезным слабым и нуждающимся в обществе. Этого, оставаясь продавцом в художественном салоне, он не мог бы осуществить. После увольнения из «Гупиля» в 1876 году Ван Гог выражает желание стать пастором, но при подготовке к обучению он терпит неудачу. Зато, став полевым миссионером, он мгновенно берется за дело в бельгийском угольном районе, в местечке Боринаж.

Увлеченность, с которой Ван Гог помогает бедному населению, зарабатывает ему прозвище «Христос из угольной шахты», но эта же увлеченность послужила причиной того, что его деятельности положили конец.

Пробуждающийся талант художника

Постигшие его неудачи ввергли Ван Гога в состояние глубоко кризиса. Ему к тому моменту 27 лет, и он больше не знает, что хочет в жизни.

После того, как все семейство высказало свои предложения, Тео, в конце концов, предположил, что Винсент мог бы попробовать себя в качестве художника. Первоначально эта идея нисколько не вдохновила Винсента. Несмотря на то, что он с младых лет регулярно рисовал что-то в свое удовольствие, профессия художника представлялась ему чем-то далеким и иным, нежели простое рисование. Сомнения вызывала и его способность когда-нибудь вполне научиться искусству перспективы.

Решающим, в итоге, стало его желание посредством искусства выразить свои мысли о смысле жизни. И все же на протяжении всей последующей жизни Ван Гога будут мучить сомнения по поводу того, какой он в действительности художник. И не последнюю роль в этом сыграет и тот факт, что брату придется постоянно материально поддерживать его. Братья договорились, что Винсент будет посылать рисунки и картины брату в обмен на деньги, посылаемые Тео, благодаря которым Винсент обеспечивал свое существование.

Самообразование и уроки рисования

Чтобы овладеть мастерством художника, Ван Гог на некоторое время переехал в Брюссель.

Он углубился в книги по анатомии и искусству перспективы и учился по мере того, как рисовал, внимательно вглядываясь в работы современников и мастеров прошлого. Стоимость проживания в городе была довольно высокой, и он решил отправиться жить с родителями в Эттене. Здесь он искал себе художественные образы среди деревенского населения.

В начале 1880 года, когда Ван Гог утвердился в намерении стать художником, он совершает пешее путешествие – протяженностью 120 километров – из Боринажа во французское местечко Куррьер (Courrières), где жил художник и поэт Жюль Бретон.

Жюль Бретон, Молодая крестьянка с мотыгой

Жюль Бретон (Jules Breton)
Молодая крестьянка с мотыгой, 1882.
Холст, масло.
Размер: 52,3 cm x 47,2.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Ван Гог восхищался Бретоном, как «крестьянским» художником. Но добравшись, наконец, до места, Ван Гог, будучи крайне стеснительным, не решился войти в ателье мастера и несолоно хлебавши отправился домой. На этой картине Бретона на заднем плане видны башни Куррьера.

После ссоры с отцом в конце 1881 года Винсент отправился жить в Гаагу. В Гааге он поселился у мужа двоюродной сестры – художника Антона Мауве, который и стал учить его основам мастерства рисования, письма маслом и акварелью.

Антон Мауве (Anton Mauve).
Овцы в вереске у Ларена, около 1887.
Прозрачная акварель, бумага.
Где хранится оригинал: Рейксмюсеум, Амстердам.

В первые месяцы Ван Гог тренируется в создании портретных образов и городских пейзажей. С лета 1882 года он экспериментирует с масляными красками. «Сеятель» – одна из наиболее ранних подписанных копий, сделанных Ван Гогом по мотивам Жана-Франсуа Милле (1814-1875).

Винсент Ван Гог.
Сеятель (по мотивам Милле), 1882.
Бумага, карандаш, перо, кисть, тушь, акварель.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

В течение жизни Ван Гог сделал более тридцати рисунков и картин, объединенных этим мотивом. Он видел в сеятеле символ жизненного цикла: роста, расцвета и сбора урожая.

В Гааге Ван Гог в первую очередь рисует. Это представление из ожидающих розыгрыша лотереи у лотерейного киоска он составил из нескольких зарисовок, сделанных им на месте.

Винсент Ван Гог.
Бедняки и деньги, 1882.
Мел, акварель и чернила, бумага.
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Крестьянская жизнь

Во время своего пребывания в Гааге в 1883 году Ван Гог знакомится с творчеством Лермитта, чьи работы до того момента он знал лишь по черно-белым репродукциям. «Секрет Лермитта, пожалуй, думается мне, заключается не в чем ином, как в том, что он насквозь знает фигуру как таковую – сильную, крепкую природу рабочего человека и мотивы к своим картинам черпает прямо из самого сердца народа». Это большое полотно, с изображенной на нем группой косарей, Ван Гог мог видеть уже несколько позднее в художественном салоне «Гупиль» в Париже.

Леон Огюстен Лермитт (Léon Augustin Lhermitte).
Сенокос, 1887.
Холст, масло.
Размер: 215,9 x 265,8
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

На этой огромной картине изображена семья крестьян, отдыхающих во время сенокоса. Вероятно, в картине есть и символический элемент, вызывающий в памяти молодость, зрелость и старость. Старик на переднем плане держит косу – традиционный символ приближающейся смерти. Подобная символика и акцент на романтической, идиллической стороне крестьянской жизни сделали работы этого жанра чрезвычайно популярными в конце XIX века. Полотно «Сенокос» получило Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Ван Гог тоже надеялся утвердиться в качестве художника крестьянской жизни, поэтому творчество Лермитта было для него важным источником вдохновения. Он регулярно просил Тео присылать ему репродукции картин Лермитта.

Дренте, Нюэнен и Антверпен

Зажженный энтузиазмом и рассказами своего друга – художника Антона Ван Раппарда – Ван Гог в 1883 году устремился в северную провинцию Дренте, чтобы там запечатлеть девственную крестьянскую жизнь.

Винсент Ван Гог.
Хижины, 1883.
Холст, масло.
Размер: 35.4 x 55.7
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Ван Гог написал «Хижины» в 1883 году. Он с восторгом пишет брату, как там невыразимо красиво, но в его в работах этого пока не видно. Интересно, что краска на этом холсте содержит много песка. Должно быть, песчинки попали на полотно во время работы на открытом воздухе.

Со временем привлекательность живописного ландшафта и трудолюбивых жителей уменьшалась по мере того, как не стало хватать ни денег, ни моделей. Животноводы не принимали эксцентричного художника.
Разочарованный и одинокий, спустя три месяца, Ван Гог вернулся в родительский дом, которым теперь уже был пасторат в Нюэнене.

Ван Гог, пасторат в Нюэнене

Винсент Ван Гог.
Пасторат в Нюэнене, 1885.
Холст, масло.
Размер: 33.2 x 43
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Атмосфера в доме Ван Гогов часто была напряженной. Винсент быстро обижался на замечания отца. Ему казалось, что его семья состоит в основном из «людей, которые поддерживают своего особого положения», – писал он. Считая себя «крестьянским художником», который не думает о статусе в обществе, Ван Гог не вписывался в эту среду.

Винсент вновь принимается за поиск характерных образов. Он работает как одержимый и создает портреты и этюды, на которых изображает крестьян и ремесленников. Здесь же рождается и знаменитое полотно «Едоки картофеля».

Едоки картофеля (Ван Гог), фрагмент
Перейте к описанию картины

Однако местный пастор запрещает деревенским жителям позировать Ван Гогу.

В ноябре 1885 года художник отправляется в Антверпен в надежде, что, может, там удастся хоть что-то заработать своим творчеством. С целью усовершенствовать навыки рисования – набить руку – Винсент записывается в академию художеств.