Розовое платье  (Фредерик Базиль)

Розовое платье (1864)
The Pink Dress
Холст, масло
Размер: 147 х 110 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Федерик Базиль, студент медицинского факультета, начал изучать живопись в парижской студии Глейра. Там он познакомился с Моне, Ренуаром и Сислеем. Молодые художники, не удовлетворенные результатами студийной работы, где не было возможности писать при дневном свете и все краски выходили темными и мрачными, решили, по примеру живописцев Барбизонской школы, писать на природе. Они начали выезжать на пленэр, где работали над пейзажами, стараясь запечатлеть игру света и уловить оттенки цветов, проявляющиеся при естественном освещении.

Базиль, как и Клод Моне, с которым они вместе ездили в городки Шай и Онфлёр, стремился найти новые подходы к изображению людей на своих полотнах. Он не хотел писать свои модели в условиях мастерской, как это было принято. Его целью стало воплощение на холсте человека в естественной обстановке. Причем это должны были быть самые обычные люди: знакомые, родственники, прохожие, а не специально нанятые натурщики.

Розовое платье (Фредерик Базиль), крупный план

«Оно залито солнцем и светом — художник стремится к тому, к чему так часто стремимся и мы: написать на пленэре человеческую фигуру. И мне кажется, на сей раз ему это удалось».
Берта Моризо, художница

Картина «Розовое платье» написана в 1864 году в Онфлёре, куда художник впервые отправился на пленэр. Композиция полотна искусно выстроена и гармонична: молодая девушка в розовом платье сидит на каменном парапете, отвернувшись от зрителя, и смотрит на раскинувшийся перед ней город. Темная загорелая кожа модели и фартук, надетый поверх ее пышного платья, дают понять, что она присела отдохнуть от работы, которой занималась дома или в саду. Ее поза исполнена очарования простоты, а вся картина пронизана изысканностью и тонким лиризмом.

Полотно выполнено в стиле раннего импрессионизма: на нем еще нет раздельных мазков, но заметно пристальное внимание художника к солнечному свету, заливающему белые и желтые домики с красными крышами, а также искусно выполненные колористические контрасты, где цвета дополняют и усиливают друг друга.

Умелое владение цветовой палитрой позволило художнику передать материальность, вещественность изображаемых предметов. Ткань розового платья в тонкую белую полоску изображена очень достоверно, со всеми изгибами и складками. Мы видим, как солнечные блики играют на атласной поверхности. Черный фартук, надетый поверх платья, оттеняет и подчеркивает его теплый мягкий цвет. Позже импрессионисты полностью откажутся от черного и других темных цветов, но в тот период новое течение еще только зарождалось, не было не только сложившихся принципов, но и самого его названия.

Четыре года спустя, в 1868 году Фредерик Базиль написал картину «Вид деревни Костельно», композиционно напоминавшую «Розовое платье» и развивавшую этот сюжет. Здесь изображена та же девушка (кузина Тереза де Хор), сидящая на возвышенности над городом на фоне разворачивающегося пейзажа. В этой более поздней картине художник попытался в большей степени применить импрессионистскую технику, используя метод наложения мазков, а не гладкое письмо.

Рама картины «Вид деревни Костельно» (Фредерик Базиль)

Вид деревни Костельно (1864)
View of the Village
Холст, масло
Размер: 137,5 х 85 см
Где хранится оригинал: Музей Фабра (Монпелье, Франция)

В этой более поздней работе дополнительный интерес придает объект, смотрящий в сторону зрителя.
Работа была выставлена на Салоне в следующем году.

Фредерик Базиль, погибший на Франко-прусской войне в возрасте двадцати девяти лет, не дожил до выставок импрессионистов, но его картины принимали в них участие.