The Family Reunion
Холст, масло
Размер: 152 х 230 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
В то время как художники, собиравшиеся на постоялом дворе Сен-Симеон, старались прежде всего выразить пасмурную сырую атмосферу Нормандии, художники Прованса передавали в своих полотнах интенсивность света Средиземноморья. Фредерик Базиль (1841- 1870) был выходцем из знатной протестантской семьи из Монпелье, которая была обескуражена выбором сына. Поглощенной страстью к живописи и музыке – ведь Базиль вместе с жителем южных берегов и своим другом Габриелем Форе организует еще и музыкальные вечера – как художник он формируется в мастерской Глейра, где встречается с другими молодыми живописцами: Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем стоящих на противоположных академической живописи позициях.
В его квартире в центре Парижа, где он организовал студию, часто проходили встречи представителей нового течения. Художники обсуждали проблемы, возникавшие по мере развития импрессионизма, вырабатывали основные принципы, делились своими открытиями и разработанными приемами. К живописцам часто присоединялся всесторонне поддерживавший их писатель Эмиль Золя.
Базиль действительно очень красивый юноша, аристократичный, надменный, ужасный в гневе, а обычно очень добрый и милый.
Эмиль Золя
Одной из задач, которую ставили перед собой начинающие импрессионисты, была портретная живопись новыми средствами и изображение человека на пленэре. Художники стремились писать людей в естественной обстановке, преимущественно на природе, и часто обращались к своим друзьям и родственникам с просьбой позировать для очередной картины.
Очевидно, под влиянием некоторых полотен Курбе и особенно картины «Встреча» (1854), в которой автор использует очень резкие контрасты света и тени, Базиль вскоре находит свой стиль: на его картинах солнечный свет словно выкраивает формы и отсекает один план от другого.
Вот и на картине «Семейная встреча», где на террасе семейного имения представлены его родственники, в полной мере проявляется его талант колориста. Как и в «Завтраке на траве» Клода Моне, которому Базиль позировал, художнику удается вписать в пейзаж большие фигуры.
«В кругу семьи (Семейное воссоединение)» была написана в 1867 году в период летнего отдыха в родительском доме на юге Франции. Это портретное полотно, изображающее членов семьи художника. Вся композиция распадается на несколько отдельных групп. На переднем плане слева — родители художника: его мать Камилла в длинном платье и с черной ажурной шалью и отец Гастон Базиль — представительный мужчина с седыми бакенбардами.
Себя художник изобразил как неприметную расплывчатую фигуру, стоящую позади родителей рядом с дядей Габриэлем де Форелю.
В центре за столиком сидят две женщины — сестра матери Элиза де Форелю и ее дочь Джульетта Терез. Первая расположена лицом к зрителю, вторая (в легком летнем платье и с гладкой прической) сидит полубоком, оглядываясь на зрителя.
Молодая пара, стоящая под деревом, — это кузина художника Терез Тулон Валио и ее муж Эмиль. У парапета расположились брат Фредерика Марк Базиль и его жена Сюзанна с сестрой.
Художнику удалось передать непринужденную атмосферу семейного сборища, но в то же время он изобразил всех своих родных смотрящими на зрителя, уподобив картину семейной фотографии. Одной из важнейших своих задач Базиль считал передачу контрастов между светом и тенью, существующих при естественном освещении. И ему это вполне удалось: переходы от света к тени получились эффектными и реалистичными.
Он наконец достиг того единения с природой, которое отличало Писсарро, той легкости и непринужденности, которая была присуща Ренуару, и той уверенности в собственных возможностях, что было главной силой Моне.
Джон Ревалд, историк искусства
Голубое небо и зеленые дали на заднем плане выглядят светлыми, солнечными. При приближении к переднему плану наблюдается некоторое затемнение, которое дают тени от высоких деревьев. Этот контраст между ближним и дальним планами создает ощущение глубины пространства.
Критики признали картину прекрасным примером наружного фигурального искусства. Ее приняли в официальный Парижский салон, что говорило о высокой оценке. Полотно хвалили за мастерское изображение человеческих фигур, превосходную композицию и искусное цветовое решение. Позже картина была охарактеризована как образец раннего, натуралистического импрессионизма.
Я хотел бы передать каждому предмету его вес и объем, а не писать только видимость вещей.
Фредерик Базиль
Базиль очень рано ушел из жизни – в возрасте двадцати девяти лет погиб в 1870 году на поле сражения при Бон-ля-Роланде.