Бал в Мулен де ла Галетт (1876)
Dance at Le moulin de la Galette
Холст, масло
Размер: 131 х 175 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)

Ренуар использовал приемы импрессионистской живописи для своих многочисленных работ во всех жанрах. Он писал не только пейзажи и людей на пленэре, как это делали большинство импрессионистов, но и портреты, обнаженную натуру и крупные композиции. И все это — при помощи раздельных мазков, накладывая оттенки цветов друг на друга и создавая рельефную поверхность.

Его живопись всегда отличалась необыкновенно жизнерадостным настроением, ощущением веселья, беззаботности и полноты жизни. Он любил изображать детей и молодых людей в их самую счастливую пору, часто писал женщин, мастерски передавая их красоту и очарование на полотне. «Я хорошо знаю, — признавался Ренуар своему другу Альберу Андре, — как трудно заставить поверить, что художник может быть великолепным мастером своего дела и в то же время оставаться радостным человеком».

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» считается главным произведением Ренуара 1870-х годов, отразившим все его искания этого периода. Художник часто обращался к теме галантных праздников, следуя по стопам своего любимого Антуана Ватто, но перерабатывал сюжеты в импрессионистском ключе.

Никому до Ренуара не приходило в голову изобразить на полотне столь значительного размера кусок повседневной жизни: это отважный поступок, который вознаградит заслуженный успех».
Жорж Ривьер, французский художник и художественный критик

В 1876 году Ренуар снимал студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт, известного ресторана с танцевальным залом. В хорошую погоду танцы проходили на открытом воздухе, на площадке с эстрадой, где играл оркестр и были расставлены столики. Ренуар часто бывал в этом заведении, которое посещали не только молодые приказчики из близлежащих магазинов, швеи и модистки, но также богемная публика: начинающие литераторы, актрисы и, конечно, художники, среди которых были и приверженцы импрессионизма.

Ренуар, чувствовавший себя в непринужденной и бесшабашной атмосфере танцплощадки как рыба в воде, много месяцев обдумывал композицию крупного полотна, которое хотел писать с натуры, и наконец приступил к работе. Он приходил с огромным холстом в солнечные дни и старался запечатлеть на месте все, что увидел его восприимчивый глаз импрессиониста: мерцание теней и света, игру пятен солнца на траве, одежде и лицах танцующих, яркие летние краски и теплое сияние воздуха.

Бал в Мулен де ла Галетт (Пьер-Огюст Ренуар), танцующие

На полотне преобладают оттенки голубого и розового цветов — свидетельство влияния на Ренуара французской живописи XVIII века. Как и художники галантного века, он изображал изящных дам и элегантных кавалеров, но делал это на два века позже и при естественном освещении пленэра.

Ренуар — единственный великий художник, не написавший за всю жизнь ни одной печальной картины.
Октав Мирабо, арт-критик

Для картины Ренуару позировали его друзья, с которыми он часто встречался в Мулен де ла Галетт. За столиком на переднем плане расположились три товарища художника: Франк-Лами, Норбер Генетт и Жорж Ривьер. Танцующая пара слева — это кубинский художник де Соларес и Маргарита Легран, натурщица, часто позировавшая Ренуару и другим импрессионистам. Среди танцующих можно также обнаружить художников Анри Жерве, Фредерика Корде и журналиста Поля Лота.

После выставки импрессионистов картина находилась в коллекции художника Гюстава Кайботта. После его смерти она оказалась сначала в Музее Люксембургского сада, потом в собрании Лувра. С 1986 года хранится в музее Орсе.