Холст, масло
Размер: 173 × 103 см
Где хранится оригинал: Государственный музей Эрмитаж (Санкт-Петербург)
1876 году Ренуар познакомился с актрисой театра Комеди Франсез Жанной Самари. Юная актриса (ей было девятнадцать лет), выросшая в театральной семье, к тому моменту уже добилась определенной известности. «В ней воплощен весь театр, — писал об актрисе сын Ренуара Жан, — тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой…»
Ее портреты, написанные известными художниками, уже выставлялись в Парижском салоне. Но она с удовольствием согласилась позировать Ренуару, надеясь увидеть нечто необычное: слава импрессионистов в то время набирала силу. За два года художник написал четыре портрета актрисы, разительно отличающиеся друг от друга цветовым решением, композицией и даже размерами.
Первый портрет Ренуар писал в квартире Самари.
Холст, масло
Размер: 46 × 44 см
Где хранится оригинал: Библиотека-музей при Комеди Франсез (Париж)
Это самая маленькая работа, где Жанна предстает простой девушкой с неброской внешностью. На ней черная кофта с красным бантом и белым воротничком. Ее лицо спокойно, она выглядит задумчивой и немного усталой. Это самый будничный из портретов: художник попытался изобразить не внешнюю привлекательность девушки, а ее богатый внутренний мир.
Считается, что в 1877 году Самари стала любовницей Ренуара, о чем свидетельствует картина «Мечтающая женщина» (La Reverie). Второй портрет абсолютно противоположен первому: это яркая, жизнерадостная и энергичная картина, которая считается одним из лучших образцов портретной живописи Ренуара и самой импрессионистской его работой.
Холст, масло
Размер: 56 × 47 см
Где хранится оригинал: ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва)
Сочетание цветов поражает контрастностью, метод художника — свободой и непосредственностью. Картина представляет собой соединение мелких раздельных мазков, при этом преобладает совершенно необычное для портрета сочетание розового и зеленого цветов.
Однако самой Жанне эта картина не понравилась, она считала, что на ней она выглядит простоватой и неряшливой. Используя свое новое влияние на Ренуара, актриса смогла убедить художника написать еще два ее портрета в том стиле, который она хотела: элегантный, гламурный и одетый по высшему разряду. Какими бы ни были причины, побудившие Ренуара сделать дополнительно два портрета Самари, ее мотивация, скорее всего, была больше связана с карьерой, чем с искусством.
Ренуар не создан для брака. Но он женится на всех женщинах, которых рисует через прикосновение своей кисти.
Жанна Самари
В 1878 году Ренуар закончил третий портрет любовницы, где она изображена в торжественной обстановке, в полный рост, одетая в роскошное платье, подчеркивающее стройность ее фигуры. Это платье с глубоким декольте, множеством оборок и длинным шлейфом.
Обнаженные руки актрисы обтянуты длинными белыми перчатками, ее талия подчеркнута тонким золотым пояском. Фоном служат японская ширма, ковер и пальма на декоративной подставке, которые были специально принесены в мастерскую художника, где позировала Жанна Самари, чтобы создать соответствующее настроение.
Этот портрет написан в гораздо более сдержанной манере, чем предыдущий. Рельеф полотна сглажен, краски переходят от тона к тону плавно и постепенно.
Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванное обликом и талантом этой очаровательной женщины.
М. С. Лебедянский, искусствовед
Актриса немного наклонилась вперед, как бы приблизившись к приветствующей ее публике. Ее лицо поразительно красиво, практически безупречно: выразительные синие глаза, гармоничные линии рта и носа, темные высокие брови. Светлое платье играет различными оттенками, от золотистого до сиреневого и розового. Кожа женщины кажется перламутровой — этого эффекта художник добился наложением небольших сглаженных мазков.
Ренуар смог передать на холсте психологический рисунок личности актрисы, которая отличалась удивительной непосредственностью, легким характером и озорным нравом.
Четвертый портрет мастер представил в 1879 году.
Холст, масло
Размер: 41,2 x 32 см
Где хранится оригинал: частная коллекция
Данная работа отличается абсолютной свежестью, свободой и легкостью мазка. С этой атмосферой и этим юношеским колоритом связано воспоминание Ренуара:
У ее матери была мания к маленьким пирожным, и после сеанса я набивал себе рот, слушая Жанну, обладавшую даром приятной болтовни. Женский голос так красив, когда он не претенциозен.
Дега упрекал Огюста в том, что он приукрашивает свои модели, Мопассан – в том, что он видит все в розовом цвете.
Жанна умерла от брюшного тифа в 1890 году в возрасте 33 лет.