Обнаженная (Пьер-Огюст Ренуар)

Обнаженная (1876)
Холст, масло
Размер: 92 × 73 см
Где хранится оригинал: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)

Обнаженная натура в исполнении Ренуара отличается изысканностью карнаций, достигаемой использованием светлых и легких телесных тонов в сочетании с рефлексами неожиданных оттенков — зеленоватого, голубоватого, серого. Такая техника живописи, применяемая к изображению человеческой кожи и впервые продемонстрированная Ренуаром на второй выставке импрессионистов 1876 года, вызвала шквал неодобрения.

Ренуар использовал новые приемы, в которых можно увидеть отзвуки живописи Делакруа, Ватто, Фрагонара и других признанных гениев французского искусства

Арт-критик Альбер Вольф писал в «Фигаро»:

Внушите господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!

Его замечания относились к двум полотнам Ренуара, написанным в том же году: «Обнаженной» и «Обнаженной в солнечном свете».

Обнажённая в солнечном свете, Огюст Ренуар

Обнажённая в солнечном свете (1876)
Холст, масло
Размер: 81 × 65 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж)

Из этих двух картин вторая является более импрессионистской, она полностью состоит из цветовых пятен, созданных наложением мелких мазков различных оттенков, которые сливаются в один цвет, если рассматривать полотно с достаточно большого расстояния. Зрители того времени, воспитанные на классической и академической живописи, оказались не готовы к тому, что для изображения человеческого тела используются охра, красный, желтый, розовый, зеленый цвета.

Для обеих картин позировала известная натурщица Анна Лебер, и оба полотна можно считать ее портретами, так как они не просто изображают абстрактную женщину, а в полной мере передают индивидуальность личности. Мы видим молодую, красивую, жизнерадостную девушку, вполне раскованную, не ощущающую неловкости от своей наготы.

«Обнаженная» отличается более сдержанным колоритом, хотя и здесь присутствует большое разнообразие оттенков. Модель изображена сидящей полубоком, почти спиной к зрителю. Она оборачивается, трогательным жестом приложив руку к груди.

Фоном для картины служит свободное нагромождение вещей в мастерской художника. Композиция не подчиняется каким-то канонам, она взята прямо из жизни. Ренуар написал окружающие натурщицу предметы широким открытым мазком, передав фактуру разных тканей и материалов: мебельной обивки, драпировок.

Для изображения обнаженного тела художник использовал другие живописные приемы и другие цвета. В отличие от холодного по цвету фона, тело женщины написано теплыми оттенками, плотным и гладким письмом, когда небольшие по размеру мазки кладутся очень близко друг к другу. Ее кожа играет переливами розового перламутра с вкраплением желтоватых и сероватых отблесков.

Детали ее красоты: яркоголубые глаза, черные брови и ресницы, мягкий очерк лица и полные губы — переданы художником с большим мастерством. Черные густые волосы, на которых играют синеватые блики, небрежно уложены в высокую прическу, обрамляющую лицо, исполненное естественной прелести. Избегая какойлибо идеализации своей модели, Ренуар написал ее такой, какой видел.

Только в Лувре есть чему поучиться.
Пьер-Огюст Ренуар

В 1898 году «Обнаженную» приобрел известный русский коллекционер Петр Щукин. Он восхищался мастерством художника, но не решался выставлять столь откровенную картину в своей галерее — она висела в его спальне.