Холст, масло
Размер: 117,8 × 170,8 см
Где хранится оригинал: Художественный музей Филадельфии
Живописный стиль Ренуара видоизменялся и эволюционировал на протяжении всей его творческой жизни. В начальном периоде, во время расцвета импрессионизма, художник писал в энергичной и живой манере, подбирая для своих полотен яркие и светлые цвета. Но даже тогда его краски были более приглушенными, чем у других импрессионистов: он специально разбавлял их льняным маслом или скипидаром. Поверхность холста у Ренуара была не такой рельефной, как, к примеру, у Моне или Сезанна. Он предпочитал гладкость и однородность.
Последующий период творчества Ренуара, самый непродолжительный, обычно называют «жестким», или «суровым»: мазки на его картинах стали плотными, широкими и твердыми. Позже манера мастера вновь смягчилась, цвета приобрели перламутровый отлив, за что период получил свое название — «перламутровый».
Я люблю женщин своей кистью.
Пьер-Огюст Ренуар
Картина «Большие купальщицы» была написана художником после знаменательной поездки в Италию, состоявшейся в 1881 году. Ренуар, увидевший своими глазами величайшие произведения античного искусства и работы прославленных художников эпохи Возрождения, попал под влияние классических форм и линий. Больше всего Ренуара поразили картины Рафаэля, исполненные гармонии линий и цвета. На его манеру в этот период повлияло и творчество Доминика Энгра — признанного мастера французской академической живописи.
Изучив «Трактат о живописи» итальянского художника эпохи Ренессанса Ченнино Ченнини, где излагались живописные приемы старых мастеров, Ренуар приступил к формированию своего нового стиля, продемонстрированного его великолепным полотном «Большие купальщицы».
Здесь Ренуар отшел от правил импрессионизма, которые, по его мнению, начали превращаться в догмы, и постарался вернуться к более четким линиям и упорядоченной композиции. На переднем плане полотна он изобразил трех обнаженных женщин в непринужденных позах: две из них сидят на берегу, одна стоит в воде. Женщина, расположенная в центре (для нее позировала художница Сюзанна Валадон), с блаженным и томным видом вытирается полотенцем после купания. Второй натурщицей Ренуара была Алина Шариго, которая позже стала его женой. Она сидит слева, вскинув руку и закрываясь от брызг, поднятых третьей женщиной.
Прекрасные женские формы написаны художником при помощи точных и плавных линий. Краски на полотне светлые и матовые, фигуры прорисованы четко и детально, но фон за их спиной выполнен в импрессионистской манере, создающей приподнятое, праздничное настроение. Листья на деревьях переливаются всеми оттенками, от насыщенного синего до бледно-желтого, рябь на воде сияет глубоким фиолетовым цветом, небо на горизонте играет бирюзой и голубизной.
Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст.
Пьер-Огюст Ренуар
Ренуар был одним из величайших мастеров, умеющих изобразить обнаженное женское тело правдиво и деликатно. Его полотна в стиле ню полны чувственности, красоты и тонкого лиризма.
Мастер писал «Больших купальщиц» три года, это самая продолжительная его работа, в процессе которой было создано множество этюдов, эскизов и набросков. Часть из них сохранились и представлены в различных музеях.
«Большие купальщицы» считаются единственной монументальной картиной с обнажёнными женщинами, написанной каким-либо художником-импрессионистом в период между «Олимпией» Эдуара Мане (1863) и «Большими купальщицами» Поля Сезанна.
Холст, масло
Размер: 60 × 110 см
Где хранится оригинал: Музей Орсэ (Париж)
Еще один «Купальщицы» были написаны в 1918-1919 годах. Полотно относится к позднему периоду творчества Ренуара (1892-1919). На картине изображены две группы обнаженных женщин: две модели, лежащие на переднем плане, и три купальщицы на заднем плане, справа. В этом сюжете художник убрал любую отсылку к современному миру и показал «вечную природу». Картина подверглась критике из-за «огромности ног и рук, слабости плоти и розоватого цвета моделей».