Холст, масло
Размер: 92 x 71.7 см
Где хранится оригинал: Художественный музей Фогга (Кембридж, Массачусетс)
Еще одно произведение, для которого позировала Анриэтт Хаузер (первое – «Нана»). Здесь она изображена крупным планом перед балюстрадой, разделяющей пространство картины. Любовница принца Оранского была частой гостьей в салоне Нины де Каллиас и прочих подобных заведениях, популярных среди парижской знати. В этой картине Мане отдал дань мимолетному мгновенью, столь обожаемому Бодлером, запечатлев не только каток, но и женскую моду того времени. В 1870-х годах катание на коньках стал модным французским развлечением, и в течение двух лет в Париже открылось пять роскошных катков.
На Анриэтт юбка в стиле cul de Paris (в переводе с французского «парижский зад» – когда под юбку сзади подкладывали маленькие подушечки, так называемые тюрнюры) и узкий, облегающий жакет с укороченными рукавами, как у вечернего платья. Завершают образ неотъемлемые аксессуары: шляпка и перчатки. Наряд помогает подчеркнуть женские формы, пусть в несколько нетрадиционной, но чувственной манере.
Работая над этой композицией, Мане сделал маленького ребенка на переднем плане нечетким, фокусируя внимание зрителя исключительно на его стильной и привлекательной матери.
Как-то лорд Лейтон, модный в то время английский художник, появился в мастерской Мане, когда «Катание на коньках» стояло на мольберте.
– Это очень хорошо, но не кажется ли вам, месье Мане, что танцующая фигура и контуры фигур недостаточно задержаны? – заметил гость.
–Эта фигура не танцует, она катается на коньках, – фыркнул Мане, – но вы правы, она продолжает двигаться, а когда фигуры двигаются, я не могу зафиксировать их на холсте. Мне уже говорили, месье, что контуры Олимпии слишком статичны.