Побег Рошфора (Эдуард Мане)

Побег Рошфора (1881)
Холст, масло
Размер: 80 × 73 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж)

Рошфор принадлежал к республиканцам, поддерживающим Парижскую коммуну. После ее падения он был арестован и депортирован в Новую Каледонию на принудительные работы. В 1874 году Рошфор с другими активистами совершил дерзкий побег по морю, а в 1880-м вернулся во Францию после того, как была объявлена амнистия коммунарам.

Мане не пытался довести картину до совершенства, здесь все окружено ореолом неопределенности – главного героя произведения едва можно распознать в лодке посреди темного моря.

Побег Рошфора (Эдуард Мане), фрагмент

Эта работа исторического жанра, изображающая совсем недавнее событие, как, например, картина Жерико «Плот „Медузы”». «Побег Рошфора» был представлен в Салоне 1881 года.

Бой «Кирсарджа» и «Алабамы», Эдуард Мане

Бой «Кирсарджа» и «Алабамы» (1864)
Холст, масло
Размер: 137.8 х 128.9 см
Где хранится оригинал: Художественный музей Филадельфии

Это более раняя картина Мане, на которой запечатлён финальный эпизод морского боя у Шербура во время Гражданской войны в США между военными кораблями. Это сражение привлекло большое внимание французской прессы. Хотя сам Мане не присутствовал на сражении, вскоре после этого он начал рисовать это событие, основываясь на газетных описаниях. Всего через 26 дней он смог выставить работу в художественной галерее Альфреда Кадара на улице Ришелье в Париже. В верхней части картины изображена «Алабама», которая вот-вот затонет; дальше, едва заметный, — «Кирсардж». В густых клубах дыма частично видны слабо прорисованные мачты и канаты. Справа, вероятно, находится «Деерхаунд». На переднем плане французский корабль спешит на помощь морякам, уцепившимся за обломок корабля.

Хотя они не относятся к числу его самых известных работ, Мане написал большое количество видов моря и гавани. За несколько лет до смерти они были единственными его пейзажами. Вероятно, свою роль в этом сыграло путешествие, которое он совершил 16-летним юношей в Бразилию, и многочисленные каникулы на побережье Ла-Манша. Во всех этих морских пейзажах бросается в глаза высокий горизонт, возможно, навеянный японскими гравюрами. Пенящееся море, окрашенное в бирюзовый, голубой и серый цвета, занимает три четверти картины.