Портрет Ирмы Бруннер / Женщина в черной шляпке (1880)
Картон, пастель
Размер: 53 × 44 см
Где хранится оригинал: Музей Орсе (Париж)

Мане перешел на пастель, поскольку она позволяла работать намного быстрее, чем масло. Он был вынужден ускорить работу из-за усилившихся болей в ноге, от которых он страдал с 1876 года. В период между 1879 и 1882 годами Мане написал серию пастельных женских портретов, тем самым заочно соревнуясь с Шарлем Шапленом (1825-1891), официальным художником Второй империи, который специализировался именно на женских портретах.

Шарль Джошуа Шаплен, Девочка с котенком

Девочка с котенком, Шарль Джошуа Шаплен (1880)
Холст, масло
Где хранится оригинал: Частная коллекция

Работы Мане отличаются тем, что автор в них отдал предпочтение эстетической красоте, а не психологизму. Мане предпочитал, чтобы его подруги позировали в самых элегантных нарядах, часто в большой темной шляпе или токе, а их бледный цвет лица подчеркивал черным. В то время как Дега использовал пастель так же, как и классический портретист, его стремление отразить индивидуальность модели не встречалось в работах Мане. Последний писал свои пастельные портреты дам как цветы, концентрируясь на их красоте и элегантности.

Портрет Ирмы Бруннер (Эдуард Мане), фрагмент головы

Изображенное в профиль лицо Ирмы Бруннер совершенно: белая, словно бархатная, кожа, эффектно контрастирующая с черной шляпкой и темными волосами, алые, будто лепесток розы, губы. Отделанный белым кружевом высокий воротничок элегантного розового платья подчеркивает изящную шею женщины. Картина выполнена в стиле итальянских портретов XV века, которые, в свою очередь, подражали профилям богов и богинь, изображаемым на античных монетах.