Один из наиболее известных сюжетов арлезианского периода запечатлен в 11 вариантах.

Я рисую с энтузиазмом марсельца, уплетающего бульябез (провансальский рыбный суп), но это и неудивительно, когда речь идет о написании огромных подсолнухов.
Ван Гог из письма к Тео от 21 августа 1888 года

Впервые Ван Гог пробовал рисовать подсолнухи летом 1887 года в Париже.

Ван Гог, подсолнух в саду

Сад с подсолнухом (Париж, июль 1887)
Холст, масло
Размер: 43.2 x 36.2
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Эту картину художник написал на холме Монмартр в Париже. На заднем плане видна небольшая часть города. Слева просматриваются трубы фабрик в районе Клиши. Примечательно, этот пейзаж он написал на обороте картины «Голова женщины», которую ранее выполнил в Голландиии во времена своей молодости. Таков был способ сэкономить на дорогом льняном холсте, так денег особо не водилось.

Год спустя в Арле Винсент вновь берется за солнечные цветы. В его планы входило создать декорации – украсить художественную мастерскую в желтом доме. Для этого картины с изображенными на них букетами желтых подсолнухов нужно было разместить на синем фоне разных оттенков. Ван Гог нарисовал три подобных натюрморта на синем фоне и один практически полностью в желтых тонах.

Одно из полотен Винсент повесил в спальне желтого дома, где разместился приехавший Поль Гоген. После своего отъезда из Арля Гоген в письме спрашивает Ван Гога, не мог ли тот отдать ему два полотна с подсолнухами из его бывшей комнаты. Ван Гог не хотел с ними расставаться и поэтому написал с них две копии.

Полотно с подсолнухами, изображенными на желтом фоне – знаменитые «Подсолнухи», является сейчас одним из наиболее значимых экспонатов коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме. Вот они.

Подсолнухи, (Арль, январь 1889)

Подсолнухи Ван Гога 1889 года на желтом фоне

Подсолнухи, 1889
Холст, масло
Размер: 95 x 73
Где хранится оригинал: Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент написал в общей сложности пять больших полотен с подсолнухами в вазе, используя три оттенка желтого цвета «и больше ничего». Таким образом он продемонстрировал, что можно создать изображение с многочисленными вариациями одного цвета «без потери красноречия».