Холст, масло
Размеры: 129,5 x 195,6 см
Где хранится оригинал: Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Когда эта картина была представлена в Салоне 1866 года, критики осудили отсутствие вкуса у Курбе, а также неуклюжую позу и растрепанные волосы его модели . Очевидно, что женщина Курбе была воспринята как провокационная.
Мастер написал полотно в 1865 — 1866 годах в мастерской на улице Отфей. Считается, что сюжет ее подсказан критиком Торе-Бюрже, на которого произвело большое впечатление изображение лежащей женщины в другой картине Курбе «Пробуждение (Венера и Психея)» (1864, ранее собр. Герстенберг, Берлин; не сохранилась). Можно представить, как, рассматривая картину, критик заметил:
Ах, если бы она проснулась, вытянула ноги, подняла руку, а в руке был бы цветок или птичка — вот была бы восхитительная картина!
Наряду с изображениями одалисок в сералях, вакханок, венер и нимф, ставших модными благодаря салонным художникам вроде Поля Бодри (1828 — 1886) и Александра Кабанеля (1823—1889), эта картина с ее чувственностью отвечала вкусам Второй империи. Тем не менее, мастерство в передаче женского тела, достигнутое с помощью тончайших оттенков цвета, придает живописи реалистичность, оставляющую далеко позади холодные академические полотна и заставляющую вспомнить о Ренуаре. Это чувство реальности воспринималось современными критиками как провал художника. В обзорах Салона 1866 года Курбе ругали за «отсутствие вкуса», критиковали «невыигрышную позу» и «растрепанные волосы» модели, и это лишний раз свидетельствовало, что критики видели в «Женщине с попугаем» реальный типаж — «даму» полусвета.
Граф Ньюверкерке, директор департамента изящных искусств при Наполеоне III, поздравив Курбе с дебютом в Салоне, намекнул, что правительство намерено приобрести его картину. Позднее он всячески отрицал это, что вызвало раздражение Курбе и послужило предметом светских сплетен на протяжении лета 1866. Однако намерение официальных лиц не приобретать картину было окончательным, и лишь в 1869. ее купил коллекционер из Дижона Жюль Борде, друг Курбе и так же, как он, республиканец.
Как бы то ни было, Курбе относил «Женщину с попугаем» к числу самых крупных своих достижений и через год включил ее в состав второй выставки своих картин. На современных ему художников картина, видимо, также произвела большое впечатление. Так, Эдуард Мане создал свой вариант этой композиции, который демонстрировался в Салоне 1868, когда один из критиков заметил:
Мане позаимствовал попугая у своего друга Курбе и поместил его на шесток рядом с женщиной в розовом пеньюаре. Эти реалисты ни перед чем не останавливаются!.
Сезанн, по-видимому, также относился к числу поклонников этой картины и даже носил при себе фотографию с нее.