Холст, масло.
Размер: 59,6× 73,4.
Слева внизу подпись: Eug. Delacroix.
Где находится оригинал: Художественный институт (Чикаго).
Картина была закончена весной 1826 г., так что Делакруа едва успел представить ее на выставку, организованную Галереей Лебрен в пользу греков, борющихся против турецкого ига. Хотя выставка открывалась 15 мая, художник не спешил с завершением работы, переписывая некоторые детали картины и добиваясь большей выразительности цветовых контрастов; в результате «Поединок гяура с пашой» появился на выставке лишь через несколько недель после ее открытия. Авторские переделки, несомненно, благоприятно сказались на картине, которая принадлежит к числу самых ранних и наиболее выдающихся изображений поединков в творчестве Делакруа.
В картине отразилось не только восхищение художника Грецией, но и его симпатии к Англии. Как раз в 1825 г. он посетил Англию и вернулся оттуда еще более страстным поклонником Байрона. Из его пространной и сейчас почти забытой поэмы Делакруа и позаимствовал сюжет картины. Поэма «Гяур» была впервые опубликована в 1813 г. Хотя художник имел возможность познакомиться с ней в оригинале или по переводу Пишо, опубликованному в 1824 г., в картине почти не содержится указаний на то, что он действительно читал поэму. Некоторые современные исследователи склонны считать, что Делакруа знал не столько стихи Байрона, сколько критические статьи о нем.
Действительно, страстная поэма Байрона, с описанием настоящей битвы гяура (неверного, то есть другой веры) и паши́ (высший сановник и генерал в старой Турции) по имени Гассан во многих отношениях отличается от картины. В поэме бойцы сходятся на поле сражения под свист ядер. В картине же обстановка поединка дана очень скупо: изображен лишь один из воинов Гассана, хотя в поэме указаний на это нет. Запечатленный здесь бой – не бой в обычном смысле, а скорее драма мести Гяура, влюбившегося в рабыню из гарема Гассана и мстящего за ее смерть от руки хозяина. Гяур, одетый в белое христианин с черной бородой и налитыми кровью глазами, показан в момент убийства Гассана; лицо, а следовательно и характер турка скрыты от нас. Позы, в которых бойцы застыли за миг до гибели Гассана, полностью противоположны. Изображение «врагов, сплетенных воедино», у Байрона в картине Делакруа превращается в танец смерти.
Долгое время считали – по-видимому неверно, – что картина «Поединок» выставлялась в 1827 г. в Салоне под названием «Эпизод греко-турецкой войны». На самом деле, есть основания полагать, что «Поединок гяура с пашой», представленный Делакруа в Салон в 1827 г., был отклонен устроителями выставки. Объяснялось это, конечно, не манерой или характером изображения. Картина «Резня на Хиосе», значительно превышающая по размеру «Поединок», дает гораздо более неприглядное и сложное изображение греко-турецкой войны. Однако она была выставлена в Салоне в 1824 г. На выставку же 1827-1828 гг. было принято девять полотен Делакруа. Вполне возможно, что данная работа была отклонена лишь вследствие того, что художник пожелал выставить слишком много произведений.
Происхождение: собр. Александра Дюма-отца; президента Малера, 1885; Поттера Палмера І, Чикаго, до 1902; Берты Оноре Палмер, Чикаго, до 1918; Поттера Палмера II, Чикаго, до 1943; Полин Колсат-Поттер, Чикаго, до 1956; семьи Гордона Палмера, семьи Артура М. Вуда, Берты Палмер-Торн, Роз Мовиус-Палмер (совместное владение), Чикаго, до 1962; Художественный институт, Чикаго, 1962 (дар последних владельцев).